Нумерология: какой автомобильный номер принесет вам удачу
События
Нумерология: какой автомобильный номер принесет вам удачу
Большое значение автомобильным знакам придается в нумерологии. С ее помощью каждый автовладелец сможет вычислить, является ли он обладателем счастливого номера, приносящего ему удачу. Определить число удачи не сложно. Вам необходимо складывать все цифры автомобильного номера до получения однозначного числа. Например, 618: 6+1+8=15; 1+5=6. Значение чисел…
Имена, которые наделяют своих обладателей бессмертием и удачей
DP-Life
Имена, которые наделяют своих обладателей бессмертием и удачей
Эзотерики давно отметили, что четыре имени дают свои «носителям» особые качества. Теперь это вывод подтвердили учёные. В Мичиганском университете проанализировали данные 3 миллионов человек с разными именами и выявили связь между продолжительностью жизни и именем.…
Знаки Зодиака среди женщин, которые не упустят своего
DP-Life
Знаки Зодиака среди женщин, которые не упустят своего
Все женщины прекрасны, и каждая заслуживает уважения. Подумать только, сколько хрупкие плечи прекрасной половины человечества могут выдержать: семья, дети, быт, карьера и многое другое. Однако в крутом круговороте жизни сложно оставаться всегда желанной, добродушной, нераздражительной,…
Точный гороскоп на 12 ноября
DP-Life
Точный гороскоп на 12 ноября
Завтра, 12 ноября, будет сложно замаскировать фальшь и обман. Главный совет на сегодня звучит именно так – складируйте информацию. День категорически не подходит для красивых ухаживаний, долгих поездок, для начала строгих диет и для крупных…
Комаровский рассказал, что делать, если разбился ртутный градусник
DP-Life
Комаровский рассказал, что делать, если разбился ртутный градусник
Врач-педиатр Евгений Комаровский утверждает, что ртутные термометры на данный момент почти никто не использует, кроме того, их мало где выпускают. Однако, если вы разбили ртутный градусник, то стоит быть предельно осторожным и следовать советам, которые опубликованы…

Ломовский, Каменский жилмассив и Кайдакский мост в советское время

Евгения Кирьянова
6 месяцев назад, 18:00

В середине 1980-х годов Днепропетровск интенсивно застраивался жилыми массивами — заканчивалось строительство «Тополя», возводился «Левобережный».

Об этом корреспонденты «Днепровской панорамы» узнали в группе Екатеринославъ — Днепропетровск.

Внимание архитекторов стал привлекать и участок левобережного Заднепровья. Интенсивному строительству способствовало и то, что в этом месте в 1975-1982 годах появился Кайдакский мост, значительно улучшивший сообщение левого берега Днепра с правым, и открывший перспективу быстрого освоения левобережных территорий.

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Торжественное открытие Кайдакского моста. 1982 год. Редкая фотография из коллекции ДНИМ. (источник: Днепровская Городская Энциклопедия)

После открытия моста магистраль Киев-Донецк (Донецкое шоссе) стала одной из самых оживленных в Днепропетровске и приняла на себя нагрузку транзитного автотранспорта.

В 1985 году строителям была выдана проектная документация на сооружение нового жилого массива — «Фрунзенского».

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Скульптурная группа «Юность Днепра» на жилмассиве «Фрунзенский». 1992 год. (временное место установки). (Автор фото: Дмитрий Дунаевский)

Массив решено было расположить неподалеку от завода горношахтного оборудования. Предполагалось, что это будет один из крупнейших районов города — на территории более 300 гектаров, с населением около 300 тысяч человек.

Свое название массив получил в память о видном советском военачальнике — Михаиле Фрунзе. Планировочную структуру района разрабатывал институт «Днепрогражданпроект».

«Фрунзенский» жилой массив стал последней масштабной стройкой советской эпохи в Днепропетровске.

Вот как описывала «планов громадье» газета «Днепр вечерний» в марте 1985 года:

«По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных…

Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром.

Предназначены каналы, во-первых, для понижения уровня грунтовых вод, во-вторых, для отдыха жителей массива.

Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне…

Девятиэтажные, двенадцатиэтажные, шестнадцатиэтажные дома вырастут на берегу Днепра.

Близость к воде подчеркивается преимущественно голубого цвета зданиями.

Уходя вглубь, они становятся более «теплыми» — охристого и красно-коричневого цвета».

Жилой массив «Фрунзенский» в Днепропетровске проектировался как «днепропетровская Венеция», подобно киевской «Русановке» — «нашумевшему» в свое время жилому району на левом берегу Днепра, окруженному каналами и фонтанами.

Строительство первой очереди «Фрунзенского» проходило в 1985-1987 годах. Часть территории была образована путем гидронамыва.

Многоэтажки «Фрунзенского» действительно получили светло-синий и красно-коричневый цвета. Район разделили на две части — «Фрунзенский»-1 и 2 — по разные стороны Донецкого шоссе.

Что касается планов устройства «днепропетровской Венеции» — они к сожалению реализованы не были.

В итоге был вырыт только один канал, соединяющий озеро Московское с Днепром.

Этот канал, и лесопарковая территория прилегающая к нему, сейчас служат местом отдыха жителей района.

Достопримечательностью жилого массива «Фрунзенский» является Свято-Покровский храм, который возвышается к западу от Донецкого шоссе (в центре бывшего села Ломовка).

Православный Свято-Покровский храм построили в Ломовке еще в XIX веке, но в 1930-х годах, в эпоху борьбы с религией, он был разрушен.

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Свято-Покровский храм возле жилмассива «Фрунзенский». 2003 год.

Жителям села удалось сохранить часть икон и другой церковной утвари, и после войны они открыли молитвенный дом, заменивший церковь.

В середине 1990-х годов прихожане решили построить новую церковь на собственные пожертвования.

Возведенная в 1997-1998 годах Свято-Покровская церковь стала центром духовной жизни жилых массивов «Фрунзенский» и трех «Левобережных».

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Вид на Кайдакский мост с жилмассива «Фрунзенский». Июнь 2000 года. (Автор фото: Игорь Латышев)

Благодаря своему расположению храм доминирует над окружающей застройкой, хорошо просматривается с Донецкого шоссе и других уголков этого района.

Своеобразной достопримечательностью жилмассива «Фрунзенский» также является скоростной трамвай.

17 декабря 1996 года было торжественно пущено движение двух веток трамвая по Кайдакскому мосту и Донецкому шоссе длиной более 9 км, одна из которых соединила поселок «Кайдаки» с жилмассивом «Левобережный»-3 (пр. Мира), а вторая — жилмассив «Левобережный» с центральным железнодорожным вокзалом.

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Вид на жилмассив «Фрунзенский». Июнь 2000 года. (Автор фото: Игорь Латышев)

Ветки скоростного трамвая частично разрешили транспортную проблему — одну из самых насущных в жизни этого района.

В 2015 году было принято решение переименовать жилой массив «Фрунзенский»-1 и 2, и присвоить ему благозвучные названия — «Ломовский» и «Каменский».

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Вид на жилмассив «Фрунзенский»-1. 2005 год. (Автор фото: Александр Вирич)

Эти названия увековечили собой старинные поселки Ломовка и Каменка, на части территории которых в свое время был выстроен этот огромный район.

Ломовский, Каменский жилмассив и кайдакский мост в советское время. Новости Днепра

Вид на жилмассив «Фрунзенский». 2006 год. (Автор фото: Игорь Руднев)

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна

Напомним, ранее мы писали:

Во времена СССР в парке Глобы был огромный пассажирский лайнер (Фото)

Когда город находился в оккупации: появились невероятные фото Днепра 1941 года

ЦУМ, Амурский мост и Яворницкого: Днепр в 1941-1942 годах (Фото)

Шеф-повар кормил Хрущева и Брежнева: раньше на ж/д вокзале Днепра был знаменитый ресторан (Фото)

Как выглядел Монастырский остров Днепра во времена СССР (Фото)

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Оставить комментарий

Оставьте первый комментарий.

Читайте также