Инклюзия в садиках Днепра: "Детям с особыми потребностями необходима нормоти­пичная среда"

Один из детских садов Днепра посещает ребе­нок с инвалидностью – мальчик Саша (имя изме­нено по просьбе родителей). О том, как его при­няли в группе, рассказала тьютор - педагог по индивидуальным программа - Светлана Саламатина.

"Сейчас Саше шесть с половиной лет, — де­лится она. — В марте прошлого года мы с ним на­чали работать в групповой терапии в ОО «Особое детство». Он занимался вместе с другими детьми с инвалидностью. Тогда Саша практически не го­ворил, у него наблюдался огромный перечень не­желательных поведения и вокализации".

Проще говоря, мальчик щипался, дрался, по­чти без умолку громко имитировал разные звуки. С такими особенностями трудно социализиро­ваться.

"Именно тогда стало понятно, что детям с особыми потребностями необходима нормоти­пичная среда, а не коррекционная, — говорит тьютор. – Нужно, чтобы они не перенимали не­желательное поведение друг друга, а учились вести себя как обычные дети. Тогда мы с родителями и решили, что лучше отдать Сашу в обыч­ный садик".

Чтобы подготовить мальчика к детсаду, тью­тор работала с ним индивидуально по системе ABA-терапии (Applied behavior analysis — при­кладной анализ поведения). Но в нормотипичную среду Саша попал не сразу. В сентябре прошлого года его определили в дефектологическую груп­пу, где опять-таки занимались дети с нарушени­ями.

"Нашей целью было минимизировать, а луч­ше вообще убрать те особенности его поведения, которые могут мешать окружающим, — говорит Светлана. — Но в дефектологической группе выходило наоборот – он видел пример других детей, перенимал чужие вокализации и нежела­тельное поведение. На занятии Саша не мог вы­сидеть и пяти минут – он без умолку выкрикивал разные звуки. Мы старались увеличить время хотя бы до десяти минут. Еще один минус осо­бенного ребенка в особой среде — у таких деток очень часто бывают проблемы с коммуникацией, а Саше она нужна как воздух. В его группе из де­сяти человек на контакт шли только двое, да и то не всегда".

Несмотря на сложности, дефектологическая группа в обычном детском саду стала важным шагом в социализации ребенка. Через год, в сентябре, Сашу перевели в обычную группу.

"За эти месяцы мальчик стал намного спокой­нее, — делится тьютор. — Он без проблем выси­живает все 25 минут занятия. Нежелательное поведение, как и вокализации, минимизированы".

Саша попал в среду обычных детей. Кто-то из них быстрее учится, кто-то медленнее. Кто-то послушный, кто-то любит побаловаться. Но, на­блюдая за ними, беря с них пример, Саша на­учился есть ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться.

"Если у него что-то не получается, дети ему помогают, — говорит Светлана. — Он все еще мало говорит и не умеет изъясняться длинными предложениями, но может, например, попро­сить машинку, и дети ему не отказывают. Когда он приходит в садик, они шумно радуются, и он на это реагирует и радуется в ответ. Дети даже в оче­редь становятся — кто сегодня будет идти с Сашей за руку. Мы попали в очень хорошую группу".

В ней около двадцати человек. И все они ра­душно приняли ребенка с инвалидностью. С ними он играет в домино, пазлы, в спортивные игры на улице, выполняет коллективные задания.

"Мы не мешаем, а помогаем учебному про­цессу, предлагаем новые идеи, — рассказывает тьютор. — С нашим появлением в группе стало больше совместных игр. Я, как тьютор, привне­сла много своего в занятия, потому что мне нуж­но включать Сашу в игру. Я показала детям, что такое жетоны, визуальное расписание – то, что я использую в работе. Дети узнают много нового и учатся принимать ребенка с инвалидностью та­ким, какой он есть".

Надо сказать, что предварительных бесед с родителями и детьми не проводили. Разрешения на включение в группу ребенка с инвалидностью тоже не спрашивали.

"Насколько я знаю, в законодательстве не прописано, что нужно разрешение родителей, — говорит Светлана. — В нашей группе все приняли Сашу безоговорочно – и родители, и дети. Никто ни разу не спросил, что с ним не так, по­чему он так себя ведет. Если спросят, расскажу о его болезни максимально доступно. Надо отме­тить, что с таким ребенком всегда должен быть тьютор – обученный специалист. Ни мама, ни папа не смогут правильно вести работу с ним и с окружающими. Я провожу с Сашей все время, пока он в садике, и стараюсь корректировать его поведение, поощрять общение с другими детьми".

По словам Светланы, из шести детей, которые занимались в групповой терапии в ОО «Особое детство», четверо пошли в обычные садики и уже готовятся идти в обычные школы. А двоих отдали в специальные учебные заведения, их продвиже­ние далеко не так успешно.

Источник - nashemisto.dp.ua