Не знаете историю Нового года? Тогда Вам сюда! (Фото)

В Днепропетровском историческом музее в канун Нового года стартовала традиционная праздничная экскурсия. Она проходит с 2008 года и в 2015-2016 традиции изменять не стали. Уж очень полюбилась экскурсия юным жителям города. Впрочем, в истории празднования Нового года, что-то новое открыть для себя смогут не только дети, но и взрослые.

"Мы решили на основе нашей экспозиции через тему нового года рассказать детям о традициях, обычаях, истории тех народов, которые жили на территории нашего края. Тема очень любима всеми детьми, она всем детям интересна и вот мы разговариваем с ними о том, что же это за такой праздник, который мы празднуем", - рассказывает заведующая научно-просветительным отделом музея Гайда Людмила. 

"В первую очередь мы стараемся заинтриговать наших маленьких посетителей. Нам привычно отмечать этот праздник зимой, но так было не всегда. В древние времена народы праздновали Новый год чаще всего весной. Мы строим этот рассказ так, чтобы дети сами думали, пытались размышлять и рассуждать. Экскурсия проходит в интерактивной форме: беседуем, обращаемся к ним с вопросами, чтобы они смогли сами догадаться, почему раньше Новый год праздновали весной. Они должны понять, что весной происходило возрождение природы и что отмечать начало нового года было логичнее именно в это время. Также мы рассказываем посетителям этой экскурсии как и почему появилась традиция украшать деревья в этот праздник", - сообщила она
.

1_10

Как известно, изначально украшали совсем не ель. В первом зале детям демонстрируют священное дерево древнего человека, возле которого первые люди обращали свои молитвы к божеству, собираясь на охоту. На первый взгляд это, как бы не связано с новым годом, однако прослеживаются параллели украшения древними людьми того, что они уважали, что выделяли из повседневной жизни. 

2.2

Дети вовлекаются в этот процесс и украшают ленточками дерево, понимая в свою очередь, что традиция украшать зародилась в очень давние времена. 

3_6

4.1

Затем экскурсия обращается к одним из самых знаменитых древних народов в истории нашего края – это скифы. Они тоже праздновали Новый год, безусловно, весной. О традициях празднования именно скифского Нового года рассказывают неспроста. Во-первых, скифы проживали на нашей территории. А во-вторых, в музее есть целый комплекс предметов представляющих этот народ. Центром экспозиции является золотая пектораль, которая, к слову, была найдена на территории нашего края. Эта драгоценная вещь (изготовлена из чистого золота, но в Днепропетровском музее находится лишь копия, оригинал храниться в Киеве) непосредственно связана с празднованием так называемого Нового года у скифских племён. Этот «новогодний атрибут» скифский царь надевал только один раз в год именно в момент празднования этих, как бы мы сейчас сказали, новогодних праздников.

4_10

Далее экскурсанты переходят к древним славянам, для которых Новый год начинался так же весной. У них существовали очень важные зимние праздники - в конце декабря они помогали рождаться новому солнцу, и этот праздник несколько созвучен с нашим современным Новым годом. Традиция наших предков была таковой, что центральным символом и блюдом при рождении нового солнца – был каравай. Он был горячим, как солнце, жёлтым, и даровал сытость, иносказательно подразумевая, что и небесное светило даёт людям возможность взрастить хлеба и прочие продукты, насытить себя, и пропитать свой род.

Одна из наиболее ярких страниц истории нашего края – это Запорожское казачество. Через историю казачества юных посетителей музея погружают в традиции украинского села. Тут следует вспомнить о том, что именно первого января на Сечи проходили выборы кошевого атамана. И это являлось одним из главных зимних событий наряду с Рождеством, которое тогда являлось ключевым среди христиан, а о новогодней традиции ещё и думать не думали.

5_5

Событие выборов атамана было шумным и демократическим, без излишнего пафоса и церемоний. Вот и детям в музее вопреки традициям вести себя тихо в выставочных залах, разрешается выбирать своего атамана традиционными криками – кто за какую кандидатуру громче прокричит – того и выберут. Дети в восторге от подобных выборов, и кричат, выбирая своего условного лидера, на весь выставочный зал музея.

5.1

В этот исторический период ёлки ещё по-прежнему нет, но есть дидух - символ у крестьян того времени. Детям рассказывают, почему он из соломы и что символизирует. 

6_1

Следующий зал – это исторический период 18-19 веков, когда наши земли активно заселялись крестьянами из других губерний Российской Империи, даже иностранцами-колонистами. И именно в этот момент, очевидно и появляется ёлка, которую по многим историческим источником связывают с традициями немецких колонистов, которые в то время появляются в большом количестве у нас.

7_0

Ещё одна интрига этого зала это опять таки ель. Только на этот раз не новогодняя. В то время веточки ели были неотъемлемым атрибутом другого праздничного события. А именно предсвадебного действа украинского крестьянства. Перед свадьбой собирались мальчишники и девишники, на которых девушки наряжали еловую веточку, это снова-таки логично и дети догадываются об этом сами, почему именно еловую? Просто потому, что иных деревьев зимой нет. После песнопений и гуляний невеста раздавала веточки своим подругам, желая и им в девках не засиживаться. Экскурсанты сразу догадываются провести аналогию с нынешним бросанием букета невесты.

7.1

Так дети через главную тему экскурсии приобщаются к более широким понятиям и перед ними вырисовывается целая историческая панорама.

8_1

В завершении экскурсия видит, наконец, такую знакомую нам ёлку, но и тут не всё так банально и просто. Символ рождества (а ёлка тогда была символом именно этого праздника) украшали не привычными для нас игрушками, а съедобными: яблоками, орехами, бубликами и даже картошкой. Детям дают возможность нарядить ёлки необычными сегодня украшениями.

8.1

8.2

Завершает экскурсию относительно недавняя эпоха – 19 век. Когда наши предки екатеринославцы (не все в ту пору, а только зажиточные граждане) отмечали Новый год с отличными от нашего времени традициями. 

Сейчас принято наряжать зелёную красавицу всей семьёй, это прекрасно знают и делают юные посетители экскурсии. Но каких-то 100-150 лет назад родители сами наряжали символ праздника. Мало того, запирая детей в комнате, и готовя им, как бы, сюрприз. Сюрпризом ёлка была потому что её чаще всего наряжали подарками и сладостями. Стоял такой символ-подарок не долго. Ни о каких привычных нам сроках: до рождества или до середины января, речь не шла, и ёлку в этот же день детям позволено было разорять, как тогда говорили, или ощипывать, снимая подарки и конфеты с ветвей. 

9_0

Не отдаляясь от старинных традиций, с которыми только что ознакомили своих посетителей, работники музея, позволяют снять детям с музейной ёлки-экспоната, развешанные конфеты. И тут экскурсоводам стоит большого труда уберечь от неумышленного вандализма свой экспонат, ибо дети налетают на безвозмездные конфеты, сметая всё на своём пути.

9.2

Такие яркие и праздничные, вместе стем познавательные и увлекательные экскурсии будут проходить в Днепропетровском музее до конца этого года и весь первй месяц нового. В основном их посещают школьные группы, однако экскурсоводы с удовольствием проведут и индивидуальные экскурсии. Записаться на них может каждый желающий, обратившись на сайт музея и по телефону отдела научно-просветительной работы: (0562) 46-34-22.