По Набережной носились товарные поезда: как строили Новый мост в Днепре 56 лет назад (Было-стало)

Более полувека назад берега Днепра соединила "Белая стрела", - Новый мост. Представить себе облик нашего города без него, пожалуй, просто невозможно. Строительство Нового  моста было огромным событием, ведь именно благодаря нему в 1966 году обе половинки города "слились" воедино в один сплошной "организм". Как строили Новый мост в Днепре 56 лет назад, - расскажет Днепровская Панорама.

НМ было

НМ стало

Как сообщалось ранее, вопрос о строительстве новой переправы в 60-е стоял весьма остро. После пожара, деревянный мост пришел в негодность, а нагрузка транспортного сообщения росла с каждым днем.

Сперва на берегу были смонтированы копровые молоты. Конструкции и материалы подвозили на небольшой железной дороге, которая находилась вдоль берега Днепра. После, на воде собрали громадные плавучие краны, и специальные сооружения для монтажа железобетонных пролетов. На самом начальном этапе строительства, возникла неожиданная проблема. Все дело в том, что дно реки покрыто слоем валунов, толщиной до 5 метров. Все мосты в районе Днепропетровска сооружались на кессонных основах, - крайне дорогих в изготовлении. 

Подробно изучив зону валунов, мостостроители разработали несколько типов наконечников для свай, которые в сочетании с мощными молотами пробились сквозь гранитные валуны. Применение свай значительно сократило стоимость моста.

Железобетонные блоки конструкций весом до 50 тонн подвозились плавсредствами. Конструкции монтировались в зимнее время, на большой высоте. Многотонные блоки монтировались средством "уравновешенного монтажа", а стыки заливали эпоксидным клеем.

НОВЫЙ (БЫЛО)

НОВЫЙ СТАЛО

Строили в три смены но с кошмарным отставанием

Летом 1966 г стало ясно, - строительство существенно отстает по срокам. Последствия могли быть катастрофическими, - скоро годовщина великого "Октября". Это сулило сканадалом республиканского масштаба! В связи с этим, было решено не тянуть с развертыванием работ, и вести работы в две и даже три смены. Еще одна трудность, с которой пришлось столкнутся при строительстве, - катастрофическая нехватка битума. Важнейшего компонента для асфальтирования попросту не хватало.

26 августа 1966 года была уложена первая железобетонная балка, которая соединила оба берега. Конструкция моста получила целостный завершенный облик. А 14 октября 1966 г. начались предварительные испытания. 9 нагруженных доверху грузовиков въехали на мост, медленно передвигаясь и создавая нужную нагрузку в пролетах.

Уже 3 ноября 1966 г. мост приняла в эксплуатацию государственная комиссия.

Торжественное открытие моста состоялось 5 ноября 1966 г. в 15:00. Тысячи днепропетровцев с транспарантами, флагами и плакатами собрались на митинг на правом берегу Днепра.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БЫЛО

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТАЛО

Октябрьский, Белый или Новый

Интересно и то, что народное название Нового моста пережило официальное. К слову, официальным было "мост имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции". К счастью, дальше технической документации это название не зашло. Строители так спешили, что открыли мост к 49-й годовщине. Согласитесь, звучит не ахти. Ещё одно название, которое фигурировало в литературе, - "Белый". "Белая стрела, соединившая оба берега Днепра..." Увы, название "Белый" также пришлось горожанам не по вкусу. И спустя десятки лет после строительства, Центральный мост Днепра по-прежнему называют "Новым"...

Фото: Блог Артема Костюка

Previously in this topic: