Пустырь, церковь, транспортный узел: как менялась Старомостовая в Днепре (Фото)

Старомостовая или площадь Островского главный транспортный узел Днепра, не всегда был таким. Изначально здесь располагался заводской пустырь: слышался грохот ткацких механизмов, повсюду стояли бочки и ящики. Днепровская Панорама предлагает посмотреть, какой была Старомостовая 200 лет назад.

История Старомостовой, а до недавнего времени — площади Островского, берёт своё начало ещё с открытия в 1793-94 годах комплекса суконной и шелковой ткацкой фабрик в имперском Екатеринославе. В течении последующих десятилетий, фабричные кварталы, в которых находилось порядка восьмидесяти деревянных зданий, были расположены по обе стороны «широкой Кременчугской дороги», позже ставшей частью Екатерининского проспекта (ныне — просп. Яворницкого).

Слева от дороги разместили жилые дома для рабочих. Сегодня тут расположен рынок «Озерка». Справа расположился сам производственный комплекс с фабричными цехами. Образовавшийся пустырь между мастерскими и Днепром и стал «предтечей» будущей площади.

123599031_721290752074095_5683248721650233143_n

В 1798 году на пустыре выстроили деревянную Покровскую церковь. Немного позже, у берега Днепра возвели несколько корпусов для лаборатории, шерстомойни и красильни фабрик.

К 1860 году пустырь на месте площади Старомостовой, впервые неофициально стали называть площадью.

Уже в 1860-70-х годах и в документах встречаются названия: «Фабричная площадь», «площадь Фабричной церкви», «площадь Покровской церкви».

123499507_721290782074092_1801892917964585181_n-1

С 1875 г., когда было принято решение о строительстве через город железной дороги, планы города относительно площади изменились т.к. именно она оказалась наиболее удобным местом для размещения станционного комплекса.

В декабре 1886 г. временное управление казенной железной дороги вернуло городу ряд земельных участков, в том числе участок в 302 саж. у Покровской церкви и сквер от Покровской церкви до Управления железной дороги площадью в 1 дес. 1188 саж. Именно в результате этого договора и определились границы городской Покровской площади.

80727453_1179137585629950_4382796241877073920_o

На частных участках по Проспекту, Провиантской (современная Пастера), Широкой (современная Горького), Петербургской (современная Ленинградская), Вокзальной улицам стремительно появляются одноэтажные торговые ряды, как перестроенные из старых зданий, так и построенные заново. В 1890-е гг. эти торговые строения начинают вытесняться каменными корпусами с магазинами, конторами, гостиницами, квартирами.

А с 1900-х гг. перестраиваться и расширяться начали уже и корпуса, построенные в конце XIX в. В 1896-1897 гг. через Покровскую площадь была проложена линия Бельгийского трамвая «Пристань — Соборная», а в 1906 г. было открыто движение городского трамвая на линии «Вокзал — Казанская». Не отстала в строительстве и железная дорога: в 1905-1907 гг. по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова на Покровской площади строится новый комплекс управления, главный корпус которого стал крупнейшим административным зданием города.

79998820_1179529508924091_8721968453684035584_o

После революции район площади, получившей с начала 1930-х гг. имя Николая Островского, изменился на удивление мало. Здесь по-прежнему находился главный транспортный узел города, размещались многочисленные склады, магазины и мелкие предприятия. В 1925 г. через площадь и мост прошел третий из городских автобусных маршрутов, который связал город с АНД районом. В 1930-х гг. здесь прошли линии трамвая, связавшие центр с левым берегом. Существовали планы реконструкции площади и фактического ее объединения с Привокзальной. Свидетельством их серьезности является построенный в конце 1930-х гг. крупный жилой дом по ул. Привокзальной, 3, который зафиксировал ширину планируемого бульвара. Вместе с тем, общественная составляющая площади очень быстро исчезла.

Здание «Екатерининского дома» в 1925-26 гг. перестроили в первый в стране электрический хлеб-завод, которому дополнительно выделили хороший кусок земли из территории площади (Хлебзавод № 1 по Проспекту, 106). В бывшем Покровском сквере железная дорога в конце 1920-х гг. построила крупный жилой дом (ул. Привокзальная, 4). Плотно застроены были и сады железной дороги. В середине 1930-х было капитально перестроено и здание управления Сталинской железной дороги, которое стало значительно больше и напрочь утратило свой модерновый облик. Исчезли гостиницы, да и уровень магазинов нельзя было сравнивать с дореволюционным. Покровская церковь, хотя еще и стояла, но действовала уже как склад.

80297255_1179137702296605_2187715259496660992_o

В 1941 г. близость станции и моста оказалась для площади роковой. На протяжении августа-сентября как немецкие, так и советские войска с одинаковой интенсивностью разрушали главный транспортный узел города. Бомбежки и артобстрелы превратили застройку площади в руины. Ущерб 1943 г. был значительно меньше просто потому, что разрушить на площади, в принципе, было уже нечего. Из многочисленных зданий чудом уцелели единицы. От некоторых сохранились выгоревшие «клетки», которые были восстановлены после войны. Остальное – превратилось в груды мусора.

Источник

Ранее мы писали: