Стипендия для студентов: быть или не быть?

Народный депутат Украины от Днепропетровска Максим Курячий предложил вариант решения проблемы стипендии, которая сейчас приобретает достаточно актуальное значение.

Свое видение Максим Курячий предлагает в статье для «Днепрограда», которая представлена ниже.

Бюджет 2015 года еще даже не обсуждался в Верховной Раде, а апокалипсических комментариев хоть отбавляй. Их общий смысл - если бюджет денег не даст, то все пропало. Привычка видеть только в бело-черном режиме и не пытаться найти другие варианты решения.

Но это, так, общее теоретическое замечание. Теперь о конкретной проблеме.

В Украине сегодня в 790 высших учебных заведениях обучается около двух с половиной миллионов студентов. Это больше, чем население во многих странах мира. Тенденция роста числа вузов и студентов была отличительной чертой всех лет независимости, но особенно бурным был рост в последние десять лет.

Но значит ли это, что Украина такими рекордными темпами продвигалась к одной из высших стадий в развитии человеческой цивилизации - «обществу образования», о котором писал известный философ Александр Зиновьев? К сожалению, нет.

Пребывание в вузе превратилась в форму отсрочки социализации молодого поколения, а учеба на бюджете стала еще и формой социального вспомоществования. Коммерционализация высшего образования привела к существенным перекосам в подготовке специалистов и, как результат, к диспропорциям на рынке труда.

Стоит ли удивляться, что только около 40 % выпускников вузов устраивались на работу по специальности, а для того чтобы сделать реальную карьеру, многим из них пришлось получить второе, а то и третье высшее образование, затрачивая на это драгоценное время и дополнительные ресурсы.

Не принесло это пользы и высшей школе - нагрузка росла, а качество падало. Преподаватель вуза все больше начинал походить на учителя средней школы. Поплыли и профессиональные стандарты..

Распутать этот тугой узел должна реформа высшей школы, но для этого потребуются годы. И немалые средства, которых сегодня в бюджете нет.

Поэтому вопрос о финансировании из государственного бюджета одной из важных статей расходов на высшее образование - стипендиального фонда - представляется как тест такой реформы. В обществе растет обеспокоенность планами правительства ликвидировать государственные стипендии в системе высшего образования как таковые.

Напомню, что в соответствии с постановлением Кабмина "О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты стипендий", которое вступило в силу с 1 января этого года, стипендия в Украине не индексируется, а ее размеры были определены следующие: студенты ПТУ подучают - 275 гривен; студенты училищ, колледжей, техникумов - 550 гривен; студенты институтов, университетов - 730 гривен, повышенная стипендия - 790 гривен.

Но даже эти небольшие, по меркам сегодняшних цен, деньги играют в студенческом сообществе очень важную стабилизирующую и мотивирующую роль. И вычеркнуть их из бюджета - значит спровоцировать серьезные изменения в настроениях и поведении сотен тысяч молодых людей. И речь здесь не столько о возможности появления «стипендиального» майдана, сколько о том, что какая-то часть студентов будет вынуждена либо искать работу во внеучебное время, либо вовсе отказаться от мечты о дипломе. Отмена стипендий повлечет за собой и изменения в работе высшей школы. Не секрет, что стипендия всегда была в вузе одним из самых действенных факторов контроля посещаемости занятий и вообще мотивации студентов со стороны администрации.

В сложившейся ситуации, как мне представляется, следует исходить из того, что студент учится не ради стипендии, а стипендия существует для того, чтобы облегчить процесс учебы. Поэтому необходимо сохранить сам институт стипендии, но изменить источник его финансирования. Если бюджет сегодня не может (а, может быть, и не обязан) обеспечивать стипендиальные потребности всех желающих, то следует найти другие источники финансовых ресурсов.

Компромиссным решением могло бы стать кредитование стипендий для желающих ее получить государственными и коммерческими банками с отсрочкой погашения на 5-10-15 лет. А вот проценты по взятым стипендиальным кредитам могло бы выплачивать Министерство образования и науки. Как минимум, на период обучения студента, и только и при условии соответствующей успеваемости. Таким образом, затраты государственного бюджета можно будет сократить в разы, но сохранить при этом систему как таковую.

Погашение стипендиального кредита или его части может быть серьезным аргументом в будущем процессе привлечения молодых специалистов работодателями. Такая практика широко применяется, например, в Канаде. Молодой специалист, согласившийся на работу в отдаленных районах страны или на должностях, не имеющих высокого социального статуса, может рассчитывать на частичное или полное погашение бюджетом его кредитных обязательств в период обучения.

Нам следует исходить из того, что политика прежнего патернализма себя исчерпала и нужно научиться жить в иной реальности. Со стипендией или без нее, неважно - это пусть каждый решат сам. Важно, чтобы была такая возможность.