10 чудес архитектуры Днепропетровска

Днепропетровску есть чем похвастаться.  В нашем городе есть 10 замечательных архитектурных чудес.

Если вы еще не знаете о них, читайте...

Самая длинная набережная

Постройка в Днепропетровске набережной планировалась еще с начала 20 века. Однако идею удалось реализовать только после Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что к возведению 27-километровой красавицы-набережной (самой протяженной в Европе) подтолкнули два утилитарных вопроса.

Когда восстановленный завод имени Петровского заработал на полную мощность, надо было куда-то девать огромные отвалы шлака. Вот с их помощью до конца 1960-х создавали «полку» - основание для набережной.

Во-вторых, после войны назрела перекладка устаревшей канализационной системы города. Разработанный в 1957 году проект инженеров Б. Я. Мильмана, А. И. Левина, архитектора В. А. Зуева позволил вдоль реки проложить единый коллектор для канализационной, водопроводной, тепловой, газовой сетей, а над этим коллектором построили набережную шириной 40 метров. Это был уникальный пример реализации идеи «Река внутри города» в отечественной архитектуре.

Самое большое общественное здание

Им является центральное здание площади Ленина – 6-этажный П-образный корпус бывшего Министерства черной металлургии УССР (авторы проекта – архитекторы А. Моторин и А. Нестеренко, боковые крылья были спроектированы О. Петровым и Л. Ветвицким).

Этот колосс был сооружен в 1950-х, для постройки здания и создания площади убрали торговые ряды Троицкого рынка, бульвары и трамвайные пути. При постройке министерства собирались демонтировать и Троицкий собор, но в итоге его пощадили.

Самый огромный торговый комплекс

Самый огромный торговый комплекс расположен буквально напротив бывшего Министерства черной металлургии УССР.

Но это отнюдь не знаменитый ЦУМ по проекту А. Красносельского, а «Пассаж», постройка которого продолжается ударными темпами. Детище архитектурной фирмы «Дольник и К°» занимает целый квартал, и для начала его строительства пришлось снести легендарный «Детский мир» и гостиницу «Центральная».

Три года назад такой снос власти оправдывали тем, что ТЦ «Пассаж» - стратегический объект под Евро-2012, на нем будет размещен огромный экран для просмотра матчей, рядом – обустроена фан-зона.

Самый-самый долгострой (Метро не считается:))



Вне конкуренции не только в Днепропетровске, но и во всей Украине - знаменитая гостиница «Парус». Ее проект был разработан Вячеславом Товстиком еще в 1972 году, через три года отель начали строить, и продолжали работы до 1988 года.

С тех пор над Днепром высится 28-этажная коробка «Паруса», которую семь лет назад выкупила одна киевская фирма. Предполагалось на базе «Паруса» создать огромный торгово-деловой комплекс с еще более высоким зданием по соседству, но пока дальше проекта дело не идет…

Самый гигантский жилой дом

Наизначительнейший днепропетровский жилой массив – это Победа. За разработку ее проекта архитекторы П. Ниринберг, Н. Розанов, О. Хавкин, Е. Яшунский, А. Воловик, В. Гузь в 1983 году были удостоены Государственной премии.

При создании этого жилого массива зодчим удалось создать яркий индивидуальный образ жилья, скажем честно, располагая лишь скудными средствами панельного домостроения.

Самое необычное строение Победы – растянувшаяся более чем на километр 18-подъездная, рассчитанная почти на 700 квартир 9-этажка, получившая в народе справедливое прозвище «Китайская стена».

Самая помпезная застройка : «Башни», «Амфитеатр», «Амстердам», «Восточная стена», «Кампанила», « Минора»



На это звание могут претендовать многие проекты современных архитекторов, порой соревнующихся в вычурности своих творений. Но мы назовем таким объектом застройку западного склона самого древнего городского холма – от улицы Дзержинского до Литейной.

Венчают этот огромный комплекс, плод коллективного творчества разных архитекторов, знаменитые «Башни», а от них террасами спускаются комплексы «Крутогорный», «Амстердам», «Восточная стена», «Амфитеатр», «Кампанила» « Минора».

Аналогов такому модерновому мегакомплексу, как утверждают специалисты, нет.

Самый уникальный транспортный узел:  Речной вокзал, Автовокзал,  Железнодорожный вокзал



Уникальный случай в советской (а, возможно, и мировой) архитектуре – осуществленное в Днепропетровске территориальное объединение железнодорожного, автомобильного и речного вокзалов. Такого сосредоточения городских транспортных служб фактически на одной территории больше нет нигде. Сформировался этот узел с постройкой в 1988 году речного вокзала (архитекторы В. Веснин, А. Хнычев, Т. Свирежева, С. Сапрунова), комплекс которого был признан уникальным в Союзе. В перспективе железнодорожный и автомобильный вокзалы планируют реконструировать и объединить пешеходной лентой типа эскалатора.

Самый легендарный мост: Амурский мост



18 мая 1884 года был торжественно открыт самый известный мост в Украине – построенный по проекту ведущего русского специалиста Н. А. Белелюбского мост Екатерининской железной дороги.

Великолепное 2-ярусное сооружение длиной полтора километра и весом 9525 тонн было шедевром инженерной мысли и стало главной достопримечательностью города. Постройка моста обошлась казне в 4 миллиона царских рублей. Мало кто знает, что этот мост трижды возрождался из руин:

  • в 1920 году – после разрухи гражданской войны (в 1935 по мосту пошли трамваи),
  • в 1943 – после разрушения гитлеровцами. Мост почти десять лет простоял на временных деревянных опорах;
  • был капитально восстановлен в 1955 году, через год по мосту было пущено движение троллейбусов.

Для прохождения крупных судов мост оборудовали уникальным разводным механизмом. А 6 ноября 1977 года было начато движение поездов по «брату-близнецу» - построенному рядом новому металлическому железнодорожному мосту.

Самые старинные здания: Потемкинский дворец

Все знают, что история современного города началась 9 мая 1787 года, когда Екатериной Второй был заложен камень в фундамент Преображенского собора. Однако не это культовое здание является самым старым из сохранившихся в городе – по проекту петербургского архитектора А. Д. Захарова собор в значительно уменьшенном (по сравнению с первоначальным замыслом) виде был построен только в 1835 году.

Самым древним сооружением города является построенный по проекту архитектора И. Е. Старова знаменитый Потемкинский дворец. Его фундамент тоже был заложен в 1787 году, и всего за три года дворец приобрел завершенный вид – правда, впоследствии неоднократно изменявшийся.

А вот самыми старыми жилыми домами являются внешне неказистые особнячки по улице Ворошилова, 8 и 10. Эти купеческие дома были возведены в 1820-х годах, автор их проекта неизвестен.

Самое смелое здание ногофункциональный комплекс: «Брама»

И в эту номинацию найдется немало претендентов. Но мы в первую очередь отметим «Браму» по проекту уже упомянутого А. Т. Дольника. О постройке 100-метровых огромных «ворот» говорят уже десятилетие, но реальное строительство двух огромных башен, соединенных между собой пешеходной эстакадой, притормозил кризис. Многофункциональный комплекс «Брама» должен стать визуальным и смысловым центром предмостовой площади и продолжить Европейскую площадь с выходом к Днепру. Для этого к реке через улицу Плеханова будет переброшена пешеходная эстакада.

Самый легендарный архитектор

Свои творения городу оставили десятки зодчих, но самым-самым из них мы не побоимся назвать Александра Леонтьевича Красносельского (1877-1944 гг.). С 1912 года он трудился в Днепропетровске. И до революции, и после нее Александра Леонтьевича отличали не только огромная работоспособность, но и безусловная талантливость. Каждое из созданных по его проектам зданий имеет свой неповторимый облик: ДК Ильича, ЦУМ, снесенный «Детский мир», реконструированные театр Горького и облсовет, анатомический корпус Медакадемии, жилые дома… Похоронен Красносельский в Днепропетровске, в нынешнем парке 40-летия освобождения Днепропетровска.