Александр Железняков из Днепра ликвидировал аварию на ЧАЭС, а когда в Украину пришла война – встал на ее защиту

Он ликвидировал последствия одной из величайших техногенных катастроф человечества – Чернобыльской. А когда спустя годы над Украиной нависло черное облако войны – взял в руки оружие и пошел защищать родную землю. Жизнь днепрянина Александра Железнякова измерена рентгенами и патронами. В день памяти Чернобыльской трагедии рассказываем об отважном жителе #Город Героев – в рубрике ОВА «Творцы победы», сообщает Днепровская панорама.


В Чернобыль Александр попал 26-летним лейтенантом. За плечами была военная кафедра.
И специальность – командир взвода радиационной, химической и бактериологической разведки.
Осенью 1986 года он работал в группе смертников подполковника Григория Гольцмана. Основной задачей была разведка крыши.


Муж говорит, сначала запускали роботов. Но они не выдержали. Ни немецкий, ни японский. Тогда в радиационный ад пошли люди.
«Видели в фильмах ребят, которые лопатами сбрасывали с крыши реактора графит? Так вот, перед ними были мы. Снимали замеры радиации. Делали что-то вроде сетки. На карту заносили точки, где уровень меньше, где больше. Далее по этим данным делали макет крыши. На нем людям показывали, куда нужно уходить и сколько времени можно находиться», – рассказал Александр Железняков.


В самой загрязненной точке тогда зафиксировали 2,5 тыс. рентген. Но показы были очень приблизительны, потому что дозиметр зашкаливал. Окончательную цифру ликвидатор узнал позже. Подвезли более мощный прибор и показал шокирующие 13,8 тыс рентген.
В общей сложности Александр Железняков в командировке на Чернобыльской АЭС был трижды. Два раза в 1986 и один в 1987. Суммарно более 90 дней. Работал сначала на больших уровнях радиации, затем на средних, затем на малых.

«Выходил постепенно. Может быть, меня это и спасло. В общем, я еще из Чернобыля не уехал, а ребят уже похоронили. Из всей группы двое выжили – я и наш руководитель Гольцман. В общем, и мы не должны были остаться. Это невозможно, просто невозможно. На таких уровнях радиации не выживают», – сказал ликвидатор.
В 2014 году чернобыльца позвали фронтовые дороги. Несколько раз он ходил в военкомат записываться добровольцем – не брали по возрасту.
В результате в начале сентября все же попал в мотопехотный батальон. Тогда сразу после Иловайска вернулся на пополнение батальон украинских защитников.
Александр был взят командиром взвода. Затем был назначен заместителем командира роты. Прошел горячие точки: Кряковка, Золотое, Новотошковка. Чуть не успел под Авдеевку – демобилизовали.

Великая война в 2022 застала ликвидатора на работе. Уже 26 февраля мужчина отправился записываться в терроборону.
«За четыре часа сформировали роты, получили автоматы и уже в ночь на 27 число нас отправили. Мы перекрывали Харьковское и Сумское направления. То есть бригада еще формировалась, а мы боевые задачи уже получили», – вспоминает Александр.


Позывной Александра Железнякова «КИТ». Псевдо в честь дочерей: Кристинки, Иринки, Танюшки.


Все горячие точки вместе с мужчиной в кармане прошли фото внучат. Когда было очень плохо, признается, доставал его вместо иконы. В настоящее время мужчину демобилизовали.
Для ликвидатора раздается чернобыльским звоном 26 апреля. Но он верит, что будет еще одна знаковая дата – день украинской Победы.