Бюджет-2015: чего стоит ожидать

Согласно нормам Бюджетного кодекса, Кабинет министров не позже 15 сентября должен внести на рассмотрение президента и Верховной рады проект государственного бюджета на 2015 год, а также предоставить основные макроэкономические прогнозы и ожидаемые объемы государственных расходов и доходов. Кроме этого, правительство обязано предоставить информацию о межбюджетных трансфертах и объемах государственного долга.

В последнее время перспективы 2015 года значительно ухудшаются из-за военных действий и оккупации территории Крыма и востока страны, а также значительного невыполнения бюджета-2014.

О сценариях и основных показателях

Правительство, работая над прогнозом на 2015 год, предусмотрело развитие ситуации по двум сценариям. Первый сориентирован на незначительный рост ВВП (на уровне 0,3%) в основном за счет увеличения инвестиций и внешнего спроса.

Второй, более оптимистичный, предполагает рост экономики на уровне 2% за счет более успешной реализации реформ, стабилизации финансовой системы, увеличения притока прямых иностранных инвестиций и активизации процессов кредитования украинской экономики. Однако ключевым фактором является завершение военного конфликта на востоке Украины.

Для обоих сценариев основными элементами являются: улучшение администрирования налогов, продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом и реализация положений соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, включая расширенную зону свободной торговли.

Проект бюджета на 2015 год сформирован на таких основных макроэкономических показателях: номинальный ВВП 1759,9 млрд гривен, дефицит бюджета – на уровне 3,0-3,5%. Поступления от приватизации могут составить от 1 до 1,5 млрд гривен.

Фискальный блок правительства предполагает, что поступление налога на прибыль предприятий составит 43,5 млрд гривен против 41,3 млрд гривен в 2014 году, объем НДС по импорту – 116,4 млрд гривен, а по внутренним операциям – 40 млрд гривен, что меньше прогнозных показателей на текущий год приблизительно на 3 млрд гривен. При этом практически не будет изменен объем возмещения этого налога – около 67 млрд гривен.

В следующем году ожидается существенное увеличение поступлений по акцизному сбору – около 52 млрд гривен, притом, что в 2013 году акциза было собрано 36,7 млрд гривен, а в 2014-м ожидается сбор на уровне 46,6 млрд гривен.

Также, согласно предварительным расчетам, увеличится сбор налога на доходы физических лиц с 80 млрд гривен в 2014 году до 84 млрд гривен в 2015-м.

На новый бюджет традиционно ляжет обеспечение платежеспособности НАК «Нафтогаз». Напомним, что по итогам 2012 года чистый убыток составил 10,3 млрд гривен, а по итогам прошлого года – 12,5 млрд гривен.

С целью недопущения дефолта госмонополии правительство уже несколько лет применяет схему капитализации через выпуск ОВГЗ.

И если объем капитализации в прошлом году составил 8 млрд гривен, то сегодня этот показатель увеличился почти в 12 раз и составил 93,3 млрд гривен. Таким образом, на затраты бюджета 2015 года ляжет гигантское обязательство по обслуживанию этих долговых бумаг.

К тому же расчеты за газ «Нафтогаз» должен осуществлять в валюте, и девальвация гривны приведет к вымыванию значительных ресурсов на финансовом рынке Украины.


Предварительные итоги 2014 года

За первое полугодие 2014 года экспорт товаров и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 9,9%, а товаров – на 6,7% (в том числе экспорт металлургической продукции уменьшился на 5,3%, продукции машиностроения – на 20,1%, химической промышленности – на 24,4%).

Импорт товаров и услуг сокращается более высокими темпами, чем экспорт – на 16,6%, в том числе товаров – на 17,3%.

Вследствие более высоких темпов сокращения операций по импорту, и прежде всего, из-за сокращения поставок газа, заметно уменьшилось отрицательное сальдо торговли товарами и услугами, тем самым снизилось давление на золотовалютные резервы Нацбанка.

Ближе к началу второго полугодия активизировалась торговля со странами Европейского Союза, а снятые торговые барьеры способствовали переориентации украинского экспорта на европейский рынок. В Кабмине ожидают, что наибольший положительный эффект открытия европейского рынка почувствуют аграрный сектор и пищевая промышленность.

На протяжении последних лет агропромышленный комплекс играет все более значимую роль в развитии национальной экономики, что, с одной стороны, является фактором укрепления продовольственной безопасности страны, а с другой – усиливает экспортный потенциал. Так, индекс объема сельскохозяйственного производства за январь-август текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 106,3%.

При этом экспорт живых животных и продукции животного происхождения в первом полугодии 2014-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет 102,5%, продуктов растительного происхождения – 108,3%, жиров и масла – 111%.

Невзирая на рост в аграрном секторе на уровне 5-6%, по итогам 2014 года украинскую экономику ожидает спад на 6-7%. По основным видам экономической деятельности картина может иметь такой вид: падение объемов промышленности ожидается на уровне 7%, строительства – 13%, транспорта – около 8%.

Однако с начала года большинство усилий чиновников направлено на поиск дополнительных источников поступлений за счет увеличения налоговых ставок и расширения базы налогообложения. Четко просматривается ставка на рост акцизов и «прессование» операций с ресурсами.

Из-за разбалансированности госфинансов, даже несмотря на значительное увеличение налогового давления, дефицит государственного бюджета остается на высоком уровне. Такая политика в итоге приведет к автоматическому переносу проблем на 2016 год.

Динамика роста госдолга имеет угрожающие темпы. Долговая нагрузка на экономику вырастет с 33% к ВВП в 2013 году до 44% к ВВП по итогам текущего года.

Рост происходит, в том числе, и за счет значительного увеличения валютной составляющей внутреннего долга. Так, в 2012 году объем погашения ОВДП, номинированных в американской валюте, составлял 7 млрд гривен, в 2013 году – 13,9 млрд гривен, а в 2014-м по текущему курсу он уже составляет 28,4 млрд гривен. Во-вторых, возрастает стоимость обслуживания государственного долга. Если в 2012 году на эту цель из бюджета было выделено 24,2 млрд гривен, в 2013-м – 31,7 млрд гривен, то в 2014 году объем затрат бюджета может вырасти до 46 млрд гривен.
Источник