Борис Филатов: Никто не знает планов господина Путина (Интервью)

Наш сегодняшний респондент - один из самых ярких и колоритных персонажей в украинской политике. Его отличают прямота, откровенность, честность в рассуждениях и оценках. Поэтому вдвойне интересно было выслушивать ответы, которые в эксклюзивном интервью haqqin.az дал депутат Верховной Рады от Днепропетровска Борис Филатов.

- Начну наш разговор с самой обсуждаемой в эти дни темы. После боевых столкновений в Грозном, которые произошли в минувший четверг, глава Чечни Рамзан Кадыров поручил правоохранительным органам республики доставить в Чечню депутатов Верховной Рады Юрия Березу, Андрея Левуса и Игоря Мосийчука. В ответ СБУ и МВД Украины возбудили уголовные дела против Кадырова. Как Вы считаете, сумеет ли Кадыров в реальности реализовать свои угрозы, и смогут ли украинские правоохранительные органы привлечь его к ответственности?

- Господин Кадыров в последнее время превратился в откровенно медийный персонаж. Не удивлюсь, если скоро он начнет постить котиков в Instagrám. Но и без того складывается ощущение, что господин Кадыров вначале говорит, а потом уже думает. Поэтому к его словам нужно относиться с известной долей иронии. Если бы он был в силах что-то сделать, то давно осуществил задуманное.

Что касается возбуждения уголовных дел против него со стороны СБУ и МВД Украины, то для того есть основания. Ведь факт угроз в отношении депутатов Верховной Рады имел место. А за сказанное все должны отвечать согласно букве закона

- Перейдем к более важным проблемам. Как Вы считаете, усугубляющиеся экономические проблемы России сказались на ее планах касательно Украины? Можно ли ожидать полномасштабного военного вторжения России в Украину?

- Никто не знает планов господина Путина. Ни Петр Порошенко, ни Барак Обама, ни Ангела Меркель. Безусловно, у президента России всегда есть несколько сценариев развития ситуации, их ему аккуратно приносят в папочках. Но на данный момент вероятность полномасштабного военного вторжения России в Украину я оцениваю как маловероятную. Ведь если это произойдет, то Россия получит «Афганистан в кубе».

При этом нужно понимать, что оценивать логически действия руководства России неправильно. Потому что руководство России своими шагами на десятилетия вперед нанесла удар по идее славянского братства, настроила против себя весь мир, осталась без каких-либо союзников, заимев в итоге огромные экономические проблемы, которым не видно конца.

- Вы сказали, что в случае полномасштабного военного вторжения в Украину Россия получит «Афганистан в кубе». Украинская армия уже стала настолько сильной, что готова противостоять российской?

- Я не являюсь военным экспертом, но имею информацию о том, насколько усилилась украинская армия за последние месяцы. Она обеспечивается самым современным, в том числе высокоточным оружием. Да, ее нельзя сравнивать по мощи с российской армией, но процесс идет, что называется, в нужном нам направлении. Причем очень ускоренными темпами.

Плюс имеет место очень серьезная, я бы даже сказал, массовая поддержка армии со стороны населения страны. Все это и дает основания утверждать, что Россия понесет непоправимый урон, если решится на полномасштабное вторжение в Украину.

- Крайне медленный ход реформ, а по мнению некоторых экспертов, и полное их отсутствие руководство Украины объясняет именно необходимостью вести боевые действия против сепаратистов, которым всячески помогает Россия. Насколько это честный ответ?

- Отсутствия реформ нет, есть их невысокий пока темп. Но и это пройдет. Ведь уже есть новый состав парламента, распределены министерства, комитеты. Вот и на субботнем заседании Комитета по обороне Верховной Рады было принято решении о том, сколько процентов валового национального продукта будет выделено на нужды армии. А уже с понедельника Рада заработает в полную силу.

Все понимают, что Украине нужны реформы, что необходимо бороться с коррупцией и повышать уровень благосостояния граждан, что страна не выдержит нового Майдана. Эту позицию, уверяю вас, разделяют все отечественные парламентарии, вне зависимости от политической принадлежности. И потому позитивные изменения, реформы просто неизбежны.

- Но как же тогда быть с тем, что группа внефракционных депутатов, в число которых входите и Вы, намерена объявить сбор подписей в Верховной Раде за выражение недоверия генеральному прокурору Украины Виталию Яреме?

- Да, к Яреме есть вопросы. И не к нему одному. На то и существует правовое государство, чтобы было равенство всех перед законом. И наличие вопросов к Генпрокурору, и то, что он обязан будет на них ответить, как раз и есть доказательство позитивных изменений в стране. Более того, в кулуарах парламента уже ходят разговоры о том, что президент Порошенко хочет избавиться от Генпрокурора Яремы. Так что, мы все с оптимизмом смотрим в будущее.

- Перейдем к вопросам внешней политики. Председательство в Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), в которую входит и Азербайджан, перешло к Украине. Как Вы оцениваете перспективы развития азербайджано-украинских отношений, в том числе и в рамках ГУАМ?

- Хороших отношений много не бывает. Мы признательны Азербайджану за поддержку территориальной целостности Украины на мартовской Генассамблее ООН. Мы помним помощь украинских азербайджанцев в борьбе за независимость и целостность нашего государства.

Азербайджан - наш стратегический партнер, за экономическими успехами которого мы наблюдаем. Так что, нам необходимо развивать отношения, и ГУАМ является одним из таких направлений взаимовыгодного украино-азербайджанского партнерства.

- Стали ли лучше в Украине понимать боль Азербайджана, территории которого вот уже более 20 лет оккупированы Арменией, после аннексии Россией Крыма?

- После аннексии Крыма со стороны России стало ясно, кто стоит за всеми «замороженными конфликтами» на пространстве бывшего СССР. Мы прекрасно понимаем, что если бы не третья сторона, постоянно разжигающая карабахский конфликт, то азербайджанский и армянский народы давно бы нашли общий язык и жили бы в мире.

Эта третья сторона - Россия, которая заинтересована в существовании и армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского, и приднестровского, и грузино-абхазского, грузино-южно-осетинского конфликтов.