“Днепр ломает штампы и клише”, - Гендин о джазе, свободе слова и борьбе со стереотипами

В 2018 году исполняется ровно 50 лет с момента появления на музыкальной карте страны полюбившегося многим фестиваля «Джаз на Днепре». Корреспондент “ДП” пообщалась с одним из организаторов возрождённого фестиваля и внештатным советником городского головы Днепра Евгением Гендиным и разузнала уникальные подробности проведения фестиваля, а также почему джаз стал стилем жизни “культурного кардинала”.

 – Вы окончили экономический факультет ДГУ с «красным» дипломом, но экономистом не проработали и  дня.  Когда и как Вы поняли, что экономика – это не Ваше?

– Я поступил на экономический факультет, потому что надо было куда-то поступать. К счастью, я вовремя понял, что если экономика будет держаться на мне, то произойдёт развал страны. Развал-то произошёл, но я к нему, как экономист, никак не причастен. А вот, как автор музыкальных номеров…

– С самого детства мне нравилось дерзить. Я не был хулиганом, не бил стёкла. Просто одновременно любил и читать, и шалить. Во мне сочетались две тяги: к ужасному и прекрасному. В итоге, из меня получился дерзкий мальчишка с «красным» дипломом. Образ жизни в подростковом возрасте повлиял и на формирование моего музыкального вкуса. Ведь джаз – это музыка свободы и импровизации. Я, безусловно, тяготел к свободе, поэтому лет с пятнадцати джаз остаётся моей музыкой.

– Чем будем удивлять посетителей фестиваля “Джаз на Днепре“ в этом году? Будет ли что-то уникальное и предельно новое для нашей публики?

– Каждый раз мы пытаемся ломать определенные штампы и клише касательно джаза и не только. И этот год не станет исключением. На фестивале будет представлено огромное разнообразие джазовых течений. Хедлайнеры мероприятий – всегда звезды мировой величины, настоящие легенды. На первом фестивале это был пятикратный обладатель “Грэмми” Рэнди Беккер, на втором – легенда джазового вокала и тоже неоднократная обладательница “Грэмми“ Патти Остин.

- В этом году к нам приедет множество интересных и неординарных исполнителей. Среди них невероятная Ди Ди Бриджуотер (трёхкратная обладательница “Грэмми“), Трой Робертс, “пианист счастья” Джеки Террассон, Мария Максакова, Дмитрий Логвин с квинтетом  “Argentum”, выходцы из Днепра Людмила и Михаил Крымовы, днепровская группа DZ’OB, один из ведущих вокалистов мира Аллан Харрис и многие другие. Кстати, поговаривают, что под музыку Аллана Харриса классно целоваться (смеётся – автор). Заодно и проверим, так ли это. Будет уникальный незрячий исполнитель из США – семнадцатилетний органист Мэттью Уитакер, протеже Стиви Уандера. К сожалению, лучший джазовый скрипач мира Дидье Локвуд скончался в феврале этого года. А ведь он должен был быть одной из главных звезд фестиваля. Будет очень разная музыка – от классического джаза до экспериментов. В общем, на любой вкус и цвет. Был бы вкус... Мы ожидаем порядка 5-6 тысяч зрителей. В рамках фестиваля мы не только познакомим с уже культовыми исполнителями, но и откроем новые имена.

– Насчёт погоды и безопасности. Если пойдет дождь, то мы моментально обеспечим всех зрителей дождевиками. А с безопасностью у нас никогда проблем не возникало. Для этого необязательно должны патрулировать люди в погонах. Все будет хорошо. Кстати в дни фестиваля для зрителей от Сичеславской Набережной до Монастырского острова будет курсировать бесплатный джазовый параходит, а в парке джазовый паравозик.

– Были ли исполнители, с которыми не удалось договориться? Какая главная причина отказа?

– Из-за этого грёбаного аэропорта мы теряем очень много интересных и культовых исполнителей. Не деньги и запросы, а именно авиасообщение было и остаётся главной причиной отказа. Безусловно, западные музыканты очень требовательны к качеству звука, так их главная цель – подарить своё искусство на высоком уровне. Конечно, у них есть и райдеры, но там нет ничего зашкаливающего. Иногда при сотрудничестве с украинскими исполнителями, мы сталкиваемся с гораздо большими запросами. Один раз музыкант отказался приезжать из-за неспокойного состояния в стране. Но это было только единожды за все три года. Его заменили. В основном, звезд мирового масштаба ничто не останавливает. Они хотят дарить свое творчество, даже несмотря на войну в стране.

– Какие культурные проекты Вы бы хотели реализовать в нашем городе?

 – Идей и проектов очень много. Например, с 28 по 30 сентября в Днепре пройдёт книжный фестиваль “BookSpace”. К нам приедут десятки известных издательств и известных писателей, возможно даже Нобелевские лауреаты. Локация пока что не выбрана. Открою небольшой секрет: на одной из центральных площадей нашего города вырастет марсианский город. В планах провести фестиваль театров “Кабаре“ и фестиваль авторской песни и фестиваль "Dnipro Puppet Fest". Конечно, не считая текущих дел, так называемой “культурной коммуналки”. К ней относятся “Вечера Пирса”. Город должен жить.

 – Многие мероприятия в Днепре проходят при содействии программы Бориса Филатова “Культурная столица“. В городе есть ряд недовольных днепрян, которые считают, что руководители программы кладут деньги из бюджета “в карман”. Кстати, какой бюджет проведения фестиваля “Джаз на Днепре”?

– (Разводит руками – автор) Ну идиоты, ну дураки. Это издержки человеческой тупости и манипуляций. Если им станет легче жить, то пускай заглянут ко мне в карман, хотя смысл оправдываться. Я давно перестал реагировать на это говно.  Если люди хотят быть плебсом, то пускай продолжают это говорить.

В карманах у Евгения Гендина оказалась пара ключей, жвачка “Eclipse” и не новый телефон Samsung черного цвета с треснутым экраном.

  - Отмечу, что бюджет “Культурной столицы“ урезан на треть по сравнению с прошлым годом. К счастью, появились некоторые партнёры и спонсоры. Стоимость проведения джазового фестиваля - порядка 9 миллионов гривен, из которых бюджет в состоянии оплатить только половину. “Лучше бы сделали что-то другое. Детишкам на молоко добавили бы или дорогу заасфальтировали, или поставили больше урн“. Я просто обожаю все эти манипуляции. Урны-то поставить можно, но окурки все равно будут бросать мимо. Может кто-то и недоволен ценой билетов, но 500 или 600 гривен за шестичасовой марафон с легендами джаза – это копейки по сравнению с фестивалями на Западе.

– Какая главная цель Вашего фестиваля, не считая привлечения туристов?

– Имидж и радость. Благодаря подобным мероприятиям, о Днепре начинают говорить. На джазовом фестивале всегда блуждает атмосфера отдельного города. Искусство пробуждает в людях созидательные и конструктивные чувства. Хочется, чтобы у города был вкус, цвет и запах. Главная цель – создать такую атмосферу, чтобы в Днепр хотелось приезжать и не хотелось уезжать. Простая и утилитарная задача. Это как в студенчестве: “Сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя“. Днепр появился на мировой джазовой карте. Благодаря хорошему проведению о городе начинают говорить в разных странах мира. Как ни крути, а сарафанное джазовое радио работает.

– В ротациях популярных радиостанций нечасто можно услышать джаз. А вот отечественный поп, который критики называют “музыкальным суррогатом”, в избытке. Можем ли мы сделать вывод, что молодёжь не слушает джаз?

-  Мы живём в мире интерпретаций, клише и штампов. Эти долбаные клише и стереотипы мы ломаем. Я не говорю, что поклонников джаза больше. Но, даже если посмотреть фотографии с прошлых фестивалей, можно увидеть людей разных возрастов, в том числе значительное количество представителей молодёжи. Люди, выходите из штампов и клише!

 – А ведь музыка влияет на интеллект человека. Я человек неверующий, агностик, но все равно могу сказать, что есть вещи намного важнее интеллекта. Назовем это банальным словом “душа”. Интеллект – составная часть души. Я слушаю совершенно разную музыку: от рока и черного рэпа до классической музыки и джаза. Могу прийти и забабахать себе произведения Дмитрия Шостаковича. Но все равно джаз я люблю больше всего.

– Ведущей фестиваля будет советник городского головы Днепра Яника Мерило. Почему именно она, и кто будет её соведущим?

– Ни для кого не секрет, что Яника – достаточно эффектная женщина с высоким IQ. Она будет ведущей фестиваля во второй раз. В прошлом году состоялся её дебют, и мы остались довольны. Соведущим будет американский исполнитель Аллан Харрис. Получается очень интересный микс: темнокожий англоязычный Аллан Харрис и белокожая уже наша Яника Мерило - украиноязычная, англоязычная, русскоязычная, а если надо, то и эстоноязычная.

– Ряд украинских артистов едут в РФ для получения премий в области музыки и кино. Считаете ли Вы это предательством Родины или искусство выше политики?

Есть моральное осуждение, а есть осуждение в рамках уголовного кодекса. Я не сторонник сажать, расстреливать и прочее, но считаю, что карма все равно когда-то сработает. В данной ситуации – это вопрос моей личной позиции. Я это осуждаю и считаю моральным предательством по отношению к стране, в которой ты живешь. Таких людей не нужно физически наказывать. Пускай это остаётся на их совести.

– У Вас очень активная жизненная позиция. Вы до сих пор не планируете идти в политику?

– Абсолютно нет. Я остаюсь серым культурным кардиналом. (После мимолетных раздумий – авт.) Не серым. Я не считаю себя серым. Просто культурным кардиналом (смеётся – авт.). Да и жена мне не разрешает, а я же ещё тот подкаблучник.

– Какие Ваши любимые джазовые исполнители?

– Для меня всегда был самый тяжёлый вопрос – любимая книга или исполнитель. Их очень много. Я очень люблю джазовых пианистов, так сам немного бренчу и вхожу в миллиард лучших джазовых пианистов мира. Из пианистов мне нравится Оскар Питерсон. Ну и конечно, классика жанра – это исполнения Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга. Из более современных – Ди Ди Бриджуотер и Патти Остин. Да много…

 – Узнают ли Вас на улице? И как Вы к этому относитесь?

– Я местечковая знаменитость. Интересную штуку я в себе на старости лет обнаружил. Продолжаю на улице, как пацан, смущаться, хотя меня трудно смутить в любой другой ситуации. В городе меня узнают все время, а вот при выезде все обстоит гораздо проще. Я коммуникабельный человек и достаточно неробкий, умеющий говорить с самыми разными людьми, но я не разучился смущаться. Кстати, на улице я постоянно слышу слова благодарности за реализацию культурных проектов: “Ой, спасибо за “Джаз-фестиваль“ или “Спасибо за Вашу передачу“. Вообще, у меня выработался иммунитет на хулу и хвалу. К сожалению, похвала и комплименты от зрителей не являются для меня острой радостью, равно как и негативные отзывы в ключе: “Это нафталиновые КВНщики. Они все воруют“.  

 – Изменилось ли Ваше отношение к телевидению после участия в передаче “Доживем до понедельника”?

– Для меня это не ново. Я много имел дело с телевидением и до этого. По понедельникам собираются три человека – журналист Борис Васильев и два обывателя Гендин и Гельфер. Мы обсуждаем какие-то серьезные, иногда болевые вещи. Кстати, признаюсь, что мне вести передачу при проклятом Януковиче было гораздо комфортнее. Мне были понятнее правила игры, наши цели и общество, в котором мы живём. К чести «11 канала», цензурные моменты у нас отсутствовали. То есть, свобода слова есть в ее прикладном понятии.

- Я никогда в жизни не был никак приближен к власти, хотя сейчас и числюсь внештатным советникам мэра по вопросам культуры. Конечно, я согласен не со всеми действиями мэра. Иногда мы сильно спорим. И это абсолютно нормально. Мне очень нравится выражение закона Мерфи: “Наиболее нравственны те, кто далек от принятия решений”. За последние два года я убедился в гениальности этого выражения.

 – Во время правления Виктора Януковича Вам было комфортнее вести передачу. 21 июня в повестку ВР внесли законопроект №6688, который подразумевает блокировку Интернет-ресурсов без решения суда сроком на 48 часов. Считаете ли Вы это нарушением свободы слова?

– Я категорически против этого проекта. Это слишком черно-белое решение всех проблем. Понятно, мы живем в достаточно военной ситуации, где куча пропаганды, но сам законопроект противоречит основным принципам свободы слова.

- Вы - автор и музыкальный руководитель Кабаре "Веселый ПесецЪ”. Где вы черпаете вдохновение для написания текстов?

– В космосе, в подсознании и социуме. Последнее время мы пишем не так уж и часто. В этом виноваты космос, подсознание и социум.

Общалась Екатерина Гаценко.

Фото из личного архива Евгения Гендина. 

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.