«Грабеж» в особо крупных масштабах

О несостоятельности монетарной и прежде всего валютно-курсовой политики свидетельствует нынешняя жесткая кризисная ситуация в финансовой системе страны. Непродуманное, а в чем-то и авантюрное введение так называемого гибкого (плавающего) курса гривни и чаяния руководства НБУ «невидимой руки» рынка обусловило полную дезорганизацию финансово-монетарного организма. Плавающий курс – это рыночный индикатор для четко нормированной законодательно устойчивой и эффективной рыночной экономики, которая опирается на дееспособные государственные институты. Украина не соответствует указанным критериям даже в минимально приближенном контексте. При таких условиях отпускания валютно-курсовой политики «на волю» – преступление.

Причиной нынешнего финансового кризиса является безответственность и непрофессионализм руководства Национального банка. Достаточно точно о профессионализме нынешнего руководства НБУ высказался профессор Гальчинский А.С.: «Когда я слышу, что НБУ не прогнозирует валютного курса, а определяет только инфляцию, мне становится не по себе. Если бы мне такое сказал мой студент, он всю жизнь пересдавал бы экзамен по теории денег. Валютный курс является основным компонентом инфляционной динамики, как это можно игнорировать?»

ДИАГНОЗ

Именно из-за монетарной политики НБУ нынешняя ситуация в стране указывает на горькую и опасную очевидность – монетарно-финансовый кризис, спровоцированный несостоятельной валютно-курсовой политикой НБУ, предопределяет и перманентно провоцирует неизбежность финансового дефолта украинского государства.

Дефолтную системную угрозу четко осознает наиболее информированный о финансово-экономической ситуации в Украине институт – Международный валютный фонд (МВФ). Именно поэтому его представители вынуждают украинские власти, несмотря на беспрецедентный валютный голод, до конца текущего года нарастить так называемые международные валютные резервы минимум до 15 млрд долл. Напомним, что счета отечественных валютных резервов находятся в США. Такая очевидность является гарантией их автоматической «национализации» в случае объявления финансового дефолта.

Действительно, действующая в стране монетарная политика фактически провоцирует и вызывает неотвратимость финансового дефолта. Его факторами и признаками на сегодня являются: во-первых, размер общегосударственного долга (внешнего и внутреннего) уже значительно превышает доходную часть бюджета, а выплаты на погашение долгов вместе с процентами превышают объемы всей его расходной части; во-вторых, катастрофическое обесценение гривни, которое в свою очередь обусловило рецидивы валютного мошенничества и активизацию уголовно-теневых рынков; в-третьих, на внутреннем (и прежде всего, потребительском) рынке изобилует неуправляемая ценовая инфляция; в-четвертых, из банковской системы активно выводятся зарубежные активы, и сейчас страну обходят не только портфельные инвесторы, а также спекулятивный капитал.

В то же время процедуры предоставления валютных займов безапелляционно защищают интересы кредитора. Кредиты МВФ не нацелены на финансирование перспективных направлений реальной экономики, ее производственного сегмента. Условия, при которых Украине предоставляются кредиты, провоцируют абсолютное обнищание всех слоев населения – от государственных служащих до пенсионеров.

«ЛЕКАРСТВА» ОТ МВФ

Так, если Украина и получит в марте 10 млрд долл. от МВФ, то львиная доля будет направлена на погашение кредитов и процентов по ним за предыдущие годы, остальные будут отправлены в так называемые международные валютные резервы. В то же время никто не обращает внимания на очевидный парадокс: меморандумы с МВФ (соответствующие обязательства) подписывает правительство, а средства начисляются на зарубежные счета НБУ. К тому же предоставленная в кредит валюта фактически на пересекает отечественных границ.

Украина попала в монетарные сети МВФ с первых лет своей независимости. Под влиянием и рекомендациями зарубежных советников был разработан Закон Украины «О Национальном банке Украины», независимость (а точнее, бесконтрольность) которого являются беспрецедентными по мировой практике.

Идеологами и разработчиками закона об НБУ были приняты во внимание и абсолютизированы только те положения, где говорится о свободе и независимости ЦБ. Другие, не менее важные аспекты правовой регламентации статуса центрального банка, фактически были проигнорированы.

Каждый, кто внимательно прочитает закон об НБУ, увидит поразительную очевидность: независимость центрального банка Украинского государства является абсолютной. Украинский центральный банк законодательно получил особую индульгенцию – абсолютную и полную бесконтрольность в эмиссионной политике, условиях размещения и использования золотовалютных резервов государства. Заложенная в законе модель гарантирует «особому центральному органу государственного управления» (ст. 1) превалирование прав над обязанностями. НБУ не несет ни малейшей правовой ответственности за свою денежно-кредитную и валютно-курсовую политику. Это беспрецедентная в мировом опыте практика.

Парламент и правительство не имеют права контролировать эмиссионную политику и ситуацию с валютными резервами. Однако общественная ответственность за это перекладывается на правительство и Верховную Раду страны.

Стоит напомнить, что центральные банки стран дальнего зарубежья фактически подчинены Министерству финансов или Госказначейству и считаются «банками правительства». Центральные же банки стран-членов ЕС подчинены Европейскому центральному банку. Юридический статус ЕЦБ предусматривает его доминирование над национальными центральными банками.

Разновидностью акционерной структуры центрального монетарного регулятора является Федеративная резервная система США (ФРС). ФРС – достаточно независимый институт. В то же время Совет управляющих ФРС должен координировать свои действия с политикой президентской администрации и конгресса. А эмиссионную политику диктует ФРС Госказначейство США.

Одной из причин того, что мы живем с протянутой рукой и за счет перманентных внешних займов, является то, что Украина законодательно отказалась от использования собственных эмиссионных ресурсов для решения общегосударственных проблем.

Так, закон об НБУ содержит статью прямого действия (с. 54), которая запрещает центральному банку предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов государственного бюджета Украины. Это было принципиальным условием предоставления так называемой помощи со стороны международных финансовых институтов.

Аналогичный запрет продублирован в ст. 15 (п. 2) Бюджетного кодекса Украины. А еще раньше – и Законе Украины «О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров перед Национальным банком Украины» (№1697-III от 20 апреля 2000 г.).

В то же время мировая практика свидетельствует о том, что эмиссионное финансирование правительств разрешено без ограничений – в Японии, Франции, Китае, Норвегии, Новой Зеландии, Панаме, Перу, Пакистане; разрешено с определенными ограничениями – в Аргентине, Великобритании, Италии, Испании, Германии, Нидерландах, Швеции и других странах.

Также одним из стереотипов, активно навязываемых отечественному правительству и политикуму, является восприятие проявлений инфляции как величайшего зла, с которым необходимо вести жесткую борьбу. В то же время информационно методично нагнетается эмиссиефобия, то есть страх выпустить в обращение то количество национальных денег, которое требуют условия реализации основных принципов экономической политики. Таким образом общий объем недобора национальной денежной массы, по нашим оценкам, ежегодно составляет несколько сотен миллиардов гривен.

Сегодняшняя инфляционная драма в стране никоим образом не связана с эмиссией гривни. Ведь гривневая эмиссия жестко привязана к долларовым поступлениям (обязательствам) Украинского государства. НБУ фактически под жесткую диктовку МВФ осуществляет денежную эмиссию. Размеры денежной базы, то есть минимальных размеров гривневой эмиссии, руководство НБУ ежеквартально согласовывает с МВФ и поэтому она является критически минимальной. Вполне закономерно коэффициент монетизации (отношение М3 к ВВП) в Украине в настоящее время 62%, то есть в три раза ниже, чем в Голландии, Италии, Испании, Китае, Германии, Франции, Японии и других странах.

Сегодня в обществе имеет место колоссальное напряжение с гривневым обеспечением регионов, предприятий и органов местного самоуправления. Поэтому призывы отдельных отечественных политиков уменьшить гривневую эмиссию являются необоснованными и неконструктивными.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ «РЕЦЕПТ»

Действия украинской власти (прежде всего Верховной Рады) являются неотложными?

Во-первых, необходимо понять, что в Украине утвердилась неоколониальная модель монетарной политики. Это – горькая и опасная очевидность.

Во-вторых, для Украины жизненно важно приостановить действующую долговую политику и любой ценой разорвать нынешний долговую петлю. Если МВФ не ослабит долговые сети и не содействует реальному решению долговой проблемы, не остается другого выхода, чем официально объявить финансовый дефолт.

В-третьих, безотлагательно ввести фиксированный курс гривни, прежде всего к доллару США. Сейчас 45 стран мира придерживаются именно фиксированного валютного курса и благодаря этому их обошел кризис 2008-2009 гг. На сегодня у них нет критической внешней задолженности.

В-четвертых, безотлагательно внести принципиально важные изменения в Закон «О Национальном банке Украины». Последние, прежде всего, касаются статей 9, 42, 51, 53, 54, которые запрещают осуществлять реальный контроль за монетарной и эмиссионной политикой НБУ и гарантируют отсутствие неотвратимой ответственности руководства НБУ за ложную монетарную стратегию.

В-пятых, осуществить конкретные меры по дедолларизации внутреннего рынка. Прежде всего, важно запретить практику долларовых депозитных вкладов и предоставление валютных кредитов населению. В то же время необходимо не на словах, а на деле максимально дисциплинировать и контролировать практику импортных предоплат. Также необходимо сократить возврат экспортной валютной выручки в Украину до 30 дней.

В-шестых, срочно принять нормативно-правовой акт высшей юридической силы (закон) «О валютном регулировании и валютной политике в стране», отменив наконец морально устаревший Декрет Кабинета Министров 1993 года.

Перечень необходимых действий по оздоровлению монетарной сферы можно продолжать. Однако начало назревших реформ в монетарной сфере важно осуществить безотлагательно.

Трофим Ковальчук