Искусство застывшего времени
В современном мире без фотографии невозможно представить нашу повседневную жизнь. Вот уже более 40 лет Яков Куценко фотографирует, каждый раз открывая для себя различные мгновения нашей жизни. Увлечение фотографией стало для него не только профессией, но и частью восприятия людей, познанием окружающего мира, одним из способов самовыражения. Работы автора можно увидеть здесь.
Поначалу Яков овладел профессией слесаря по ремонту металлургического оборудования и разливки стали, окончил институт. Пламя огней мартена, нелегкий труд слесарей, уставшие, но счастливые лица металлургов – все это стало предметом вдохновения в его фотоработах.
В 1974–1984 годах Яков Куценко работает на киностудии «Дзержинка». Здесь он совершенствует свои навыки и знания в фотоискусстве, запоем читает профессиональную литературу по фотографии, изучает свойства фотовспышки и светотени, становясь профессиональным фотографом. Молодого, одержимого и талантливого фотографа привлекают к более серьезной и ответственной работе. Так в 1979 году он принимает участие в съемках фильма «Принимаю огонь на себя» режиссера Орлова, создании документальном фильма «Симфония труда», посвященного 90-летию Днепровского металлургического комбината.
«Увлечение фотографией – это неотъемлемая часть моей жизни, это средство выражения творчески мотивированной личности, различных мгновений повседневной жизни, окружающей природы, событий, характеров людей. Бытует мнение, что с развитием современной фототехники каждый может взять в руки дорогой фотоаппарат и сделать качественные снимки. Да, действительно, сделать фотографию может каждый, но получить качественный фотоснимок, достойный внимания, передающий настроение людей, удается не многим.
Любое творчество предполагает более внимательное отношение к самым обычным вещам, на которые в повседневности многие не обращают никакого внимания. Для настоящего фотографа не существует главного и второстепенного, всегда находишь прекрасное в повседневности», – рассказывает Яков Куценко.
Двести лет назад, когда зарождалось искусство фотографии, существовали лишь черно-белые тона фотокарточек. Большое внимание фотографы уделяли композиции и декорациям кадра. Нужно было иметь опрятный внешний вид и занять определенную позу. Чаще всего фотографировались люди состоятельные, поскольку это занятие было не из дешевых.
В середине ХХ века фотография стала более доступной, появились фотоаппараты, пленки, средства для проявки и печати снимков. В середине 70-х, в 80-х годах многие были сами себе мастерами фотографического дела. Устраивали в ванных темные комнаты, покупали необходимое оборудование, как заправские фотохудожники опускали отпечатанные снимки в проявитель и закрепитель, сушили их на прищепках. В 90-х появились первые «мыльницы» и фотосалоны, печатавшие «нащелканные» с их помощью фотографии. Как хотелось поскорее закончить пленку, отнести ее в фотоателье и получить готовые карточки! А потом купить следующую пленку…
«Все этапы фотографирования и печати фотографий в домашних условиях – своего рода «университеты молодых фотографов» нашего поколения. В советское время мало кто работал с цветной пленкой, мне довелось работать со слайдовой фотопленкой. Фотография, хотя и на мгновение, возвращает в прошлое и дает возможность еще раз окунуться в те чувства и мысли, которыми ты жил в то время, задуматься о жизни, о том, как жить дальше. Фотосъемка – особый вид деятельности, интересующий многих. Вливаясь в нашу жизнь, она открывает новый взгляд на разных людей и обстоятельства», – отмечает Яков Алексеевич.
В советские времена качественные цветные фотографии были доступны лишь профессионалам. Наверное, нет явления, события, личности, которые не интересовали бы фотографа. Все его фотоработы поражают глубиной и продуманностью сюжета, актуальностью, художественной завершенностью, выполнены с большой любовью к людям и природе.
Якову Алексеевичу довелось фотографировать руководителей советской страны Леонида Брежнева, Владимира Щербицкого во время их пребывания в Днепродзержинске, звезд советской эстрады – Софию Ротару, Романа Карцева, актеров театра МХАТ и многих других. На сегодня в его архиве более 20000 негативов, примерно половина из них – цветные слайдовые.
Яков Куценко также самостоятельно изучил английский язык, является переводчиком-преподавателем, запатентовал собственную авторскую методику обучения разговорному иностранному языку. Он автор монографий и учебников английского языка. Делясь с людьми знаниями, тонко чувствуя прекрасное, он и сегодня стремится запечатлеть разные мгновения нашей жизни, находя удовлетворение и радость в фотоискусстве.
Валентин Старков