Является ли мирный договор капитуляцией

Военный конфликт на востоке Украины, набирающий обороты уже около четырех месяцев, может пойти на спад уже сегодня в 14:00. По крайней мере, о готовности прекратить огонь заявил и президент Украины Петр Порошенко, и представители самопровозглашенных республик – ЛНР и ДНР. Глава МИД России Сергей Лавров – с традиционной оговоркой о том, что РФ не является стороной конфликта – также выразил надежду на прогресс в мирных переговорах.

Документ о реализации мирного плана предполагается подписать на заседании трехсторонней контактной группы в Минске: «По предварительной информации, в 14:00 пройдет заседание трехсторонней контактной группы, на котором должен быть подписан документ, предусматривающий этапность реализации мирного плана в Украине», – сказал Петр Порошенко в рамках саммита НАТО. Ключевой пункт документа – прекращение огня и открытие гуманитарных коридоров для помощи Луганской и Донецкой областям. Контролировать соблюдение условий перемирия будут представители ОБСЕ.

Опрошенные Forbes эксперты не ожидают принципиального прорыва и сиюминутного эффекта от переговоров. «Дело в том, что план Путина – это декларативно-манипулятивный документ, в котором мало конкретики. За все хорошее против всего плохого», – говорит Евгений Магда, директор Центра общественных отношений. По его словам, итогом встречи может стать договоренность о прекращении огня. «Но не стоит ожидать, что люди, которые представляют контактную группу – Кучма, Зурабов, представители ДНР и ЛНР – смогут завтра в Минске одним махом решить накопившиеся за все время проблемы», – говорит он.

Резкого потепления отношений на Донбассе не ждут и депутаты. Вчера на закрытом заседании Рады парламентарии обсуждали возможность введения военного положения, «если мирный план не сработает». Произойти это может уже на следующей неделе. «Сегодня это решение не принималось, но есть большая вероятность, что оно может быть принято уже на ближайшей сессии Верховной Рады. Все будет зависеть от развития ситуации», – говорит Олег Панькевич, заместитель председателя фракции ВО «Свобода».

Депутаты также смогли получить представление о положение дел в зоне АТО – именно докладом Минобороны, который не предназначался для «чужих ушей», и объяснялся закрытый формат заседания. По мнению Панькевича, исходя из ценности предоставленных в итоге данных, можно было не осторожничать. «По большому счету, наша фракция разочарована относительно принятых решений и полученной информации. Например, информация от некоторых чиновников, в том числе и руководства Минобороны была общеизвестной и слишком общей», – говорит он.

Генштаб отчитался о военно-оборонной ситуации, Минобороны – о финансовых ресурсах и их использовании, о самых насущных нуждах армии. «Информация не стоила закрытого заседания. Формально принято решение создания временной депутатской комиссии по ситуации в Иловайске (где погибло более 100 человек. – Forbes)», – сказал нардеп.

Бывший секретарь СНБО Андрей Парубий отказался комментировать Forbes перспективы мирного плана. «Любой вопрос – но только не этот», – сказал он.

Итак, Киев сел за стол переговоров с террористами. На этом определении, как на принципиальном, настаивали украинские власти еще месяц назад. Сейчас эта точность формулировок усложняет их собственное положение.

Даже если предположить, что широкой публике будут явлены лишь самые нейтральные пункты трехстороннего договора – прекращение огня, помощь мирному населению, обмен пленными – детали допсоглашения станут очевидны очень скоро.

уководитель центра военно-политического сопротивления Дмитрий Тымчук не исключает, у что украинского президента может оказаться «козырь в рукаве», который повернет ситуацию в его пользу. Но если это не так, то озвученный план выхода из кризиса несет в себе ряд рисков. «Путин совершенно не дает никаких гарантий, что Донбасс остается в составе Украины. А это принципиальный вопрос», – подчеркивает он. В переводе с дипломатического предложение Путина Тымчук трактует так: «забирайте свои войска к чертовой матери, ни в коем случае сюда не лезьте, российские военные сами себе хозяева». «Руководство ДНР и ЛНР будут делать, что хотят. Это предложение Украине проститься с Донбассом, и считаю, что это неправильно. Это вариант Приднестровья, там будет «черная дыра», – говорит он. При этом Тымчук уверен, что такая уступка все равно не решит проблему окончательно. «Вторым актом будет отвоевоевывание еще шести областей. Выбор прост – либо мы лишаемся доброй половины Украины, либо сражаемся до конца», – говорит он.

Также среди возможных требований – обеспечение сухопутного коридора к Крыму. «Задача максимум – параллельно взять под контроль Херсонскую область, а это ключ к Крыму, это 95% пресной воды, 90% электроэнергии», – говорит Тымчук.

Вопрос поставок газа из России в Минске наверняка обсуждаться не будет. Но вернуться к этому вопросу придется, и в том числе с «мирными» аргументами. «Правительство действительно очень старалось. Но пока газовый баланс не сходится», – сказал Forbes эксперт нефтегазового рынка.

Политолог Кость Бондаренко признает, что любое действие Порошенко, которое может быть воспринято как уступка России, для него может быть негативным. «Но Порошенко может думать о рейтинге и о том – кем он останется в истории. Я думаю, он выберет второй вариант», – говорит эксперт. По оценке Бондаренко, политическая сила Порошенко может получить на 15-20% меньше, чем сам президент получил на выборах в мае.

По данным опроса исследовательской компании GfK Ukraine (опрос проводился с 14 по 25 августа во всех регионах Украины, кроме Крыма и зоны АТО, всего опрошено 2 000 респондентов старше 18 лет), за партию «Солидарность» (во главе с Петром Порошенко) готовы проголосовать 16% избирателей. Это существенно меньше майского показателя самого главы государства. И, скорее всего, успехи в АТО оказали влияние на динамику. По данным GfK Ukraine, 13% опрошенных считают политику Порошенко по решению кризиса на востоке страны сильной и 25% – «скорее сильной». 23% опрошенных оценивают военную стратегию президента как «скорее слабую» и 18% – как «слабую».

Правда, Бондаренко уверен, что мирный путь выхода из конфликта отвечает текущим настроениям общества. «Сегодня, в соответствии с различными социологическими данными, 57-59% граждан выступают за прекращение АТО и переход к мирному решению конфликта на востоке», – сказал он.

Источник