Электротранспорт — самый популярный в Днепре

Эксперты рассказали о том, где городу найти инвестиционный ресурс для развития популярного и экологичного электротранспорта, сообщает корреспондент «НМ». Популярный и удобный для горожан Трамваи и троллейбусы — самый удобный вид городского транспорта для жителей Днепра. 52% опрошенных жителей города Днепра предпочитают передвигаться именно на электротранспорте. Такие данные социологического исследования представил доктор политических наук, член ОО «Спілка виборців Дніпра» Виталий Кривошеин. Кроме того, 36% опрошенных считают, что перемещаться на электротранспорте — удобнее, чем на других видах, отмечает эксперт. Именно наземный городской электротранспорт в Днепре — ключевой перевозчик для жителей. Сейчас в Днепре есть 154 действующих троллейбуса и 250 трамваев. Согласно экспертным данным, ежедневно трамвями и троллейбусами пользуются 284,2 тыс. человек (!) В Днепре — самый низкий тариф в Украине Важная деталь: 65% от всех пассажиров — представители льготных категорий населения, которые ездят бесплатно. Фактически, перевозку льготников оплачивает город. А социальная роль электротранспорта создает серьезную нагрузку на бюджет. Днепр — единственный город Украины с самой низкой стоимостью проезда в электротранспорте, подчеркивают эксперты. Проезд в троллейбусе и трамвае стоит 1,5 грн. Действующий тариф был установлен в 2011 года решением исполкома и оставался без изменений. С тех пор существенно выросла стоимость электроэнергии, запчастей и материалов, оплата труда. А значит, транспорту, который и так получает дотации из городского бюджета, буквально не за что развиваться. Консервация низкого, не адекватного экономическим реалиям тарифа на проезд резко сокращает возможности для модернизации, а еще — создает серьезные риски для уверенной работы городского электротранспорта в целом, отмечают эксперты. Только факты Электроэнергия подорожала более чем в 6 раз по сравнению с 2011 г. Стоимость материалов и запчастей выросла более чем в 6 раз. Заработные платы увеличились в 4 раза по сравнению с 2011 г. В результате реальная себестоимость проезда в электротранспорте в 4-5 раз выше тарифа и составляет 6 грн 83 коп (данные экспертов). При этом электротранспорт нуждается в модернизации, подчеркивает эксперт, и городские власти уже ведут эту работу. В Днепре по инициативе мэра Бориса Филатова реализуются масштабный проект по возрождению мунициального электротранспорта. Так, благодаря кредиту от европейских партнеров уже закуплены 50 современных троллейбусов. В минувшем году впервые запущен троллейбус (№14) из центра Днепра на жилмассив Солнечный на Левом берегу. Также возрожден маршрут троллейбуса из центра на жилмассив Парус. В планах — запуск троллейбусной линии на жилмассив Сокол. Еще одна серьезная проблема — дефицит квалифицированных кадров, в том числе — в городском электротранспорте, подчеркивает доктор политических наук, член ОО «Спілка виборців Дніпра» Александр Высоцкий. Специалисты многих профессий активно выезжают на работу за рубеж. Поэтому привлечь и удержать кадры, в частности — в коммунальных и транспортных предприятиях Днепра, обеспечивая достойные зарплаты и социальные гарантии — это задача, которую активно решает город. И которая требует ресурсов. Давайте сравним! Проезд в электротранспорте в других городах: — в Киеве, Харькове, Тернополе и Белой Церкви — 4 грн., — во Львове и Одессе — 5 грн. Кстати, в Киеве собираются поднять стоимость проезда до 8 грн, в Виннице — до 5 грн. Электротранспорт Днепра не прибыльный, его дотирует город. А низкий тариф требует серьезных дотаций из городского бюджета, подчеркивают эксперты. Сохранение нынешнего ценового “коммунизма” и откровенно отставшего от реалий тарифа в городском транспорте создает преграды для динамичного развития электротранспорта. Потенциально тариф на проезд в городском электротранспорте может быть повышен до 4 грн, отмечают представители ОО “Спілка виборців Дніпра”. Такая же цена проезда — в таком городе-миллионике, как Харьков. Потенциальное повышение будет активно обсуждаться со всеми заинтересованными сторонами и может состояться не раньше этой осени, подчеркивают эксперты. Для того, чтобы электротранспорт был неизменно удобным для горожан, перевозчику, параллельно с повышением тарифа, нужно работать над повышением качества и комфорта для пассажиров, подчеркивают эксперты. Средства, который сможет получить город в результате такого шага, можно направить на реализацию больших инфраструктурных проектов. Например, строительство новых линий и капитальные ремонты линий электропередач, закупку новых троллейбусов и трамваев. Словом, нормализация тарифа даст городскому электротранспорту достаточный инвестиционный ресурс для развития — на благо города и всех жителей Днепра. Максим Чернов