Эволюция советской моды: как одевались в 60-80-е годы

За три последних десятилетия существования СССР советская мода через элегантность шестидесятых и эклектику семидесятых шагнёт к свободе восьмидесятых.

Последняя, впрочем, будет чрезмерной и даже граничащей с вульгарностью.

Возможность достать качественные зарубежные вещи (или хорошие, но дефицитные отечественные) по-прежнему будет доступна не всем, в отличие от домашнего производства одежды.

Страна уже менее бедная и более свободная, хотя по-прежнему одеться по-иному и выделиться из толпы — это вызов обществу.

Начиная с пятидесятых и до конца существования советского государства теневая экономика строится, в том числе, на перепродаже одежды, обуви, аксессуаров и косметики.

Последние два десятилетия — семидесятые и восьмидесятые — на моду начинают серьёзно влиять не только кино, но и музыка. 

Шестидесятые

Начинается мода на искусственные ткани, которая достигнет своего пика в семидесятые.  Популярным становится даже искусственный мех — из него шьют шубы, шапки, декорируют им пальто.

Самые смелые женщины пробуют носить брюки (как Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке») и раздельные купальники. В моде яркий макияж глаз — накрашенные ресницы и непременно стрелки.

Несмотря на появление брюк, большинство женщин продолжают носить платья, из кроя предпочитают юбки-колокол, вырезы лодочкой. 

Носят короткие стрижки пикси или карэ, длинноволосые —  высокие начёсы-«бабетты». 

Востребован трикотаж и разного рода «походная» одежда (слава культу дикого туризма, скалолазам и любителям пеших походов — альтернативного вида отдыха советского человека): куртки, анораки, плащи, вязанные «лыжные» шапки.

И мужчины, и женщины носят свитеры, водолазки, часто домашней вязки с геометрическими рисунками. 

Мужчины в шестидесятые выбирают не мнущиеся цветные рубашки из искусственных тканей, в некрупную клетку и полоску, в начале десятилетия — зауженные, а в концу — расклешёные брюки. Носят бороды, подражая модным тогда обладателям героических профессий — альпинистам и геологам. 

Кинотеатры, которые теперь есть почти в каждом сельском клубе, становятся одним из ведущих источников информации об актуальной одежде.

Иконы стиля — популярные актрисы кино: Татьяна Доронина, Татьяна Самойлова, Светлана Светличная и десяток других. Деловые женщины обращают внимание на то, как одевается министр культуры Екатерина Фурцева.  

Семидесятые

Недавно вошедшие в массовое производство и ставшие, наконец, доступными капроновые колготки чрезвычайно ценились каждой советской женщиной.

Помимо этого, модными становятся платья, юбки, женские костюмы из кримплена — синтетического волокна плотного плетения. Такие изделия были не только модными, но и очень практичными: быстро сохли после стирки и не мялись. 

По-прежнему в моде брюки-клёш, их теперь надевают не только мужчины, но и женщины. 

И мужчины, и женщины мечтают о самых модных брюках двадцатого века — джинсах. Они стоят бешеных денег, их обладатели слывут настоящими модниками. 

Наряду с длиной мини, которая остаётся популярной с шестидесятых, женщины носят макси.    Шьют юбки-полусолнце из клетчатой ткани, для лета — из тканей с цветочным узором. Появляется интерес к этностилю — от цыганского (благодаря популярности фильма «Табор уходит в небо») до русского — в моде кружева, сарафаны. 

Юбки и брюки носят с приталенными батниками (рубашка в мужском стиле с застёжкой на планке), не заправляя их за пояс. Батники популярны и у мужчин, и у женщин. Под батник надевают водолазку или футболку.

Из обуви женщины предпочитают сапоги-чулки, нередко лаковые, или туфельки на каблуках с закруглёнными носами. Основные украшения по-прежнему броши и бусы, последние модно надевать по несколько нитей, девушки любят клипсы.

Из причёсок предпочитают длинные распущенные волосы, короткие стрижки, химическую завивку. Завивка а-ля Анжела Дэвис — классика стиля диско, популярного в конце семидесятых. 

Мужчины носят куртки из кожи или кожзама, кепки, длинные пальто и плащи. С конца шестидесятых остаётся мода на брюки-клёш и цветные рубашки. Отпускают длинные волосы и усы. Модная обувь — остроносые туфли на каблуках. 

В моде по-прежнему «самовязанные» вещи, здесь предпочтение отдают свитерам, шапкам, шарфам из мохера — пряжи из шерсти ангорской козы. 

Иконы стиля — звёзды из телевизора. Телевидение приходит почти в каждый дом, часто транслируются концерты, поэтому подражать стараются не только киноактёрам, но и эстрадным исполнителям. 

Восьмидесятые

В восьмидесятые в моде смелые образы, спорт и новая музыка. Десятилетие запомнилось силуэтом с широкими плечами: платья, куртки и пальто, пиджаки — всюду вкладываются подплечники.

Длина — от макси и миди до ультра-мини. В крое женских платьев и блузок знаковыми становятся рукава «летучая мышь» (очень широкие у основания и почти по всей длине, но с узкой манжетой) и вырезы с одним оголённым плечом.

Ткани с люрексом — блестящей металлизированной нитью, служащей украшением,— сегодня стали признаком вульгарности, а тогда были писком моды.

Из материалов в моде кожа — из неё шьют куртки, широкие ремни, юбки, становится популярным ещё один символ вульгарности — леопардовый принт. Культовая одежда тех лет, конечно, спортивные лосины (леггинсы). 

В качестве верхней одежды предпочитают «дутые» куртки-пуховики и такую же обувь на плоской подошве. 

Причёски — начёсы, короткие стрижки, главный тренд в макияже — смоки-айс. 

Мужчины продолжают отращивать волосы, носят свитеры с воротником-хомутом, кожаные куртки, «варёные» (осветлённые с помощью кипячения с отбеливателем) джинсы или брюки-бананы (с защипами на бёдрах и зауженные книзу).

Самая модная обувь — кроссовки, в крайнем случае — кеды. Самые смелые прокалывают одно ухо и вставляют серьгу. 

Иконы стиля — короли поп-музыки Майкл Джексон и Мадонна, советские исполнители Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев и советская группа «Кино» (особенно после выхода фильмов «Асса» и «Игла»). 

Читайте также Днепр в классике советского кино: как выглядел город на экранах страны (Фото)