Как журналист командиром роты стал

Люди, вернувшиеся с войны, живут с нами в одном городе, на одной улице или даже в одной квартире. А мы про них ничего не знаем.

"Ночью я стоял с ребятами на посту, с которого было видно город Мариуполь. И услышал разговор моих солдат. Один из них сказал: "Красиво город светится". Второй ответил: "Днепропетровск светился бы лучше! Ярче, красивее". Я подумал, не дай Бог нам когда-нибудь вот так стоять и на Днепропетровск смотреть с позиции батальона".

Солдат Национальной гвардии Украины, уроженец Днепропетровской области Артем Дубина, был мобилизирован в армию 14 марта 2015 года. Военные навыки, которыми обладал боец с позывным «Никополь», - это оформлять и рисовать тактические карты.

"По образованию я журналист. В 2007 году окончил Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара. Как раз застал последние годы «доживающей» военной кафедры. После ее окончания получил звание младшего лейтенанта по специальности «замполит». Могу сказать, из всех тех знаний, которые нам давали на военной кафедре, практически ничего не пригодилось. Карты хорошо оформляю. А перед началом войны, я увлекался "страйкболом". Этот опыт помог мне лично и моим подчиненным".

Когда Артема направили в «Учебный центр» в Подгороднем, по прибытию в распоряжение части его сразу же определили командиром взвода. Все его подчиненные были из Днепропетровской области, а в личном составе не было людей, которые имели боевой опыт. Были те, кто служил в армии (в основном внутренние войска), и те, кто не служил вообще.

"Во взводе у меня проблемных людей не было. Все мужики понимали, куда они пришли и зачем. Большая часть моего личного состава элементарно старше меня. Многие из них имели опыт руководства людьми, а я нет. Кто-то был начальником бригад, цехов и т.д. Конечно, было тяжело найти первые точки соприкосновения. Но, видимо, я справился. Мне также помогали другие мобилизованные офицеры".

"Не знаю, видели ли люди во мне авторитетного руководителя. Ведь на гражданке я был журналистом, а здесь за людей отвечаю. Но конфликтов не было. Просто пару раз показал, кто командир, а кто подчиненный. Но это скорее громко звучит" (смеется).

По словам Артема, подготовка в «учебке» была недостаточной. А самой большой проблемой было питание. Кормили отвратительно.

"То, чему нас учили, имело отголосок «совка». Много устаревших форматов. По сути, весь процесс был возложен на плечи мобилизованных офицеров. А люди, отправляясь на войну, должны понимать, как действовать в подразделении и индивидуально. То, что было – это уровень времен Афганской войны. Иногда сами доставали современные материалы о тактической подготовке. Зато стреляли много".

После трех недель обучения «Никополь» с его взводом отправился в «Сектор М», между Коминтерново и Широкино. В первую ночь солдат вообще не спал. Из-за того, что не знал чего ожидать. Да, стояли посты, выглядело все вокруг сравнительно безопасно, но это ничего не меняло.

"В первую ночь наши соседи (украинская армия) сбивали беспилотники. Ни я, ни мои подчиненные никогда не видели подобного. Да и где я мог увидеть такое? В сводках новостей? Трассирующие снаряды, зарево, звук. Сперепугу, наверное, мы и заняли позиции" (смеется).

"Каждый день в 18:00 у нас было совещание, а в 18:05 начинался огонь по Широкино. Можно было время сверять. Это вошло в привычку. А когда не стреляли, мы с солдатами удивлялись. Ведь если ничего не происходит, значит, кто-то что-то задумал! Это настораживало. Если артиллерия противника работает, значит, все нормально".

После 34 дней службы (апрель-май) его с сослуживцами отправили на ротацию. А когда окончился короткий отдых, снова вернули в Подгороднее. Где процесс подготовки уже изменился, а вышестоящее руководство решило, что Артем достаточно себя проявил, чтобы повысить его в звании и доверить роту солдат.

"Во время второго учебного сбора мы стреляли меньше, было больше тактики. А лейтенантом я стал 17.06.2015. Руководство части предложило мне стать командиром роты, я согласился. Мой взвод остался при мне. Появилось много организационной и административной работы. Да и людей в подчинении элементарно стало больше. Сейчас мы несем службу на том же месте дислокации, где были до отпуска".

Как молодому парню удается руководить ротой солдат? Может это его призвание, быть военным? В любом случае не так и не в такое время украинцы должны находить себя.

"Я постоянно интересуюсь, как и чем живут мои ребята. Считаю, что к своим подчиненным нужно быть ближе. Знать об их проблемах. Пусть это будут даже самые простые вещи. Они ценят это".

"Людям нужно поставить задачу и нормально пояснить для чего это нужно. Мой подход – это путь убеждений, а не военной "бестолковщины".

"Нашему вышестоящему руководству нужно больше смелости. Люди, которые находятся здесь, готовы жертвовать собой. Это наша земля, значит, мы должны двигаться вперед и освобождать ее. Кого нам здесь боятся? Это они здесь чужие, а не мы. Те, кто думают, что идти сюда служить глупо и в этом нет смысла, очень ошибаются. Если нас не будет здесь, то война настигнет всю Украину. И придется хлебнуть того же".

Автор Никита Дрюченко