Короли жизни: днепрянин рассказал, почему работать таксистом в СССР было круто

Советские таксисты, как и любые представители сферы услуг в то время были далеко не простыми людьми. Помимо того, что профессия "извозчика" хорошо оплачивалась, - до 200 рублей в месяц, все прекрасно знали, что таксисты берут "налево". Говорят, - вдвое больше официальной зарплаты. Так ли это? Действительно ли работать таксистом в СССР было круто? Об этом Днепровской Панораме рассказал днепрянин Виталий Савченко, который трудился в городском таксопарке со второй половины 70-х.

Плюсы работы в такси

Едва ли не главной причиной, по которой профессиональные водители охотно шли в такси, – возможность каждый день управлять самым желанным автомобилем советских граждан. Основу таксопарка в СССР составляли "Волги", - просторные, комфортные и очень выносливые. На черных "ГАЗ-24" ездила номенклатура средней руки, - директора, заведующие отделами, чиновники и партийные работники". Так, "черная волга" быстро превратилась в народную мечту. Автомобиль давал своему своему владельцу статус и уважение. Увы, купить авто, тем более "Волгу" 50 лет назад было не так то просто.

"После "копейки" (ВАЗ-2101 ред.), когда первый раз сел за "двадцать-четвертую" (ГАЗ-24 ред.)... это ощущение не передать словами. Во первых место водителя, - его много. Сидишь, как король. Во-вторых движок там два и четыре, - 85 сил. Это вещь. У нас пацаны молодые первый раз в таксопарк приходили, - спорили, кто сколько ехал максимум. Ну и конечно это "Волга", не черная, но все таки "Волга". Это сейчас BMW и Мерседесы все хотят, а раньше - это была недостижимая мечта. Вот есть у тебя 9 тысяч рублей, это конечно фантастика, но собирали, копили у нас на неё. Собрал, хочешь купить, а купить не можешь. Не было, как сейчас автосалона, что пришел и тебе, дорогой, ключи на стол положили. На завод, например квоту выделили - одна "Волга" там, два "Жигуленка", один "Москвич" и три Запорожца. "Волгу" себе уже директор забил, значит, а на заводе 400 душ работает, и заявлений под сотню на стол положены. Семь машин и как-то надо распределять", - поделился Виталий.

Кроме того, работа таксистом открывала полную свободу действий, - таксист сам искал клиентов, сам договаривался с ними и сам определял свой маршрут. Заработок таксиста полностью зависел от него самого. На некоторых машинах вместо штатной магнитолы устанавливались рации "ЛЕН". Позвонив в диспетчерскую, клиент мог заказать машину на дом или в нужное ему место. 

И наконец, государственные таксопарки могли контролировать бухгалтерию весьма приблизительно. Проверить кто, куда, а главное - за сколько подвез пассажиров было невозможно. Более того, никто и не пытался. Водители, которые выполняли и перевыполняли план регулярно получали премии и надбавки, а руководство прекрасно понимало, - заработок таксиста зависит только от него.

Хитрости советского таксиста

Как объяснил Виталий Савченко, работа в такси была сродни предпринимательству, - абсолютно табуированной в СССР теме. Таксист в первую очередь работал на себя и лишь во вторую - на таксопарк. В случае, когда нужно и план выполнить и себя не обидеть в дело шли хитрости, уловки и конечно же - изобретательность.

"Жилка тут нужна, понимаете? Хитростью нужно брать. Без желания заработать соваться сюда нечего было. Как в бизнесе, кто не рискует, тот не пьет шампанское. 100 рублей можно и на заводе заработать. Сиди за станком - крути болванку. А если больше, то тут думать надо. Вечером, значит в центр приезжаю, ставлю табличку "В ПАРК" и начинаю круги наматывать. Когда смотрю - девицы стоят голосуют. Я остановлюсь, и вежливо им - "В ПАРК". Они мне, - "Шеф надо. По двойному". А по двойному, это уже совсем другой разговор. Так за смену сверху выходило и 30 и 50 рублей сверху.

Одной из простейших уловок таксистов, - не выключать счетчик после предыдущего клиента. В таком случае следующему гостю пришлось оплачивать намного больше. Разница шла в карман. Кроме того, таксисты не брезговали брать дополнительных пассажиров, которые также оплачивали дорогу по полной. И, наверное, самой наглой уловкой со стороны водителя был отказ, - мол адрес клиента находится далеко, а бензина в баке едва ли хватит на дорогу назад. Просто представьте, какие деньги согласится отдать пассажир, лишь бы успеть на поезд или самолет.

Не "левак, а необходимость

Несмотря на легендарную надежность "Волг", водители таксопарков их не щадили. Да, о ремонтопригодности "Волг" до сих пор ходят легенды. Говорят, для того, чтобы поставить авто "на ноги" хватит лома и пары мотков изоленты (обязательно синей). Впрочем, этот самый ремонт нужно было кому-то проводить. Обслуживание и ремонт в государственных таксопарках также стоили таксисту денег.

"Конечно, машины то казенные и ремонт проводили на бумаге бесплатно. Но вот как его сделают, - это уже второй вопрос. Если машина поломается по дороге - это сразу минус день, а то и два. А если хочешь, чтобы было красиво, это слесарям дай, мотористу дай, масло проконтролируй, чтоб нормальное залили. Бывает стою и смотрю за каждым чихом. Самое конечно сложное было с колесами. Колеса новые когда распределяли, за них чуть ли не дрались. Учетчик на складе - у него брат тоже трудился в таксопарке, так он две пары ему выделил первому. Я прихожу, - говорю, как-так то, я ж просил.. А он мне сходу - "а ты мне что". А я что.. Ясно что.. Кроме этого, девочкам мойщицам машину отдашь - у них очередь. Если надо сейчас ехать, ты, будь добр, дай".

Так, добрая половина неофициального заработка водителя такси уходили на обслуживание железного коня. Впрочем, "белая зарплата" и остаток "левака" позволяли советским таксистам жить и чувствовать себя "королями жизни".