Криворожских школьников травили несъедобной колбасой
Наживалась на детях организованная группа городских чиновников во главе с вице-мэром Александром Светличным.
6 миллионов гривен за поставку в школьные столовые вареных колбас и сосисок. На такую солидную сумму горсовет Кривого Рога заключил договор с ООО «Мясной дом». Когда 3,7 млн грн уже были перечислены поставщику, грянул скандал. Оказалось, что вместо диетических колбасных изделий, предназначенных для детского питания, школьников кормят фальсификатом, напичканным соей, крахмалом и ядовитыми добавками.
Афера готовилась загодя
В этом деле с самого начала было слишком много подозрительного. Еще в 2013 году тогдашний первый заместитель городского головы Кривого Рога Андрей Гальченко начинает методично «убивать» коммунальное предприятие «Хладон». Чем не угодил «Хладон» чиновнику? Формой собственности! Коммунальное предприятие, поставлявшее продукты питания в образовательные учреждения на миллионы гривен, было, как на ладони. Регулярные проверки КРУ не оставляли простора для махинаций.
И тогда Гальченко, доведя «Хладон» до искусственного банкротства, выпускает на сцену общество с ограниченной ответственностью «Мясной дом». Причем это ничем не примечательное ООО внезапно выигрывает тендер на поставку в 2014 году колбасных изделий в школы шести из семи районов Кривого Рога на общую сумму в 6 млн. грн.
Дальше – больше. «Мясной дом» размещается в помещениях обанкротившегося «Хладона». Промышленные холодильные установки демонтируются. Они теперь не нужны. Колбасную продукцию планируется закупать на двух киевских мясокомбинатах и напрямую развозить по школам. Решение, скажем прямо странное. В Днепропетровской области множество производителей мясопродуктов, в том числе, с собственной сырьевой базой. А до столицы - 400 с гаком километров. Тут на одних перевозках разоришься. Криворожские чиновники явно что-то задумали, но делиться своей тайной с общественностью не торопились.
Бывший грузчик стал главным технологом
После завершения подготовительных работ руководство колбасной аферой переходит в руки вице-мэра Александра Светличного, курирующего образовательные учреждения города. По мнению правоохранителей, именно Светличный организовал группу злоумышленников из чиновников и коммерсантов, куда, в частности, входили директор «Мясного дома» Оксана Шеремета, начальник финансового управления гороно Светлана Шаповалова, главный технолог колбасного производства Янченко и другие, всего 12 человек.
Насчет колбасного производства мы не оговорились. Изюминка мошенничества состояла в том, что изначально никто и не собирался закупать колбасные изделия в Киеве. На счета столичных мясокомбинатов лишь перечислялись бюджетные средства. Там они обналичивались и возвращались в виде «живых» денег на карточный счет одного их участников группы, чиновника. 10% от перечисленных сумм мясокомбинаты удерживали – за «услуги».
Где же махинаторы брали колбасу для поставок в школы? А сами же ее и производили! В грязном помещении, из несвежего, обветрившегося мяса, скупавшегося в конце торгового дня на рынках, в том числе, стихийных, у неустановленных лиц. По крайней мере, когда в подпольный цех нагрянула с проверкой милиция, фальсификаторы лишь невнятно мычали, но предъявить разрешение на производство продуктов питания, санитарные книжки или хотя бы утвержденную технологию изготовления колбасных изделий так и не смогли. Да и откуда технология, если сделавший головокружительную карьеру главный технолог Янченко прежде трудился грузчиком и воспринимал колбасу исключительно в качестве закуски.
По грубым подсчетам, кустарный цех еженедельно выдавал на-гора до трех тонн суррогатных колбас.
Продукцию «Мясного дома» не ели даже собаки
Скупленное по базарам сырье хранилось прямо на грязном полу при комнатной температуре. Чтобы мясо окончательно не протухло, его засыпали солью. Для придания пристойного вида фарш пичкали стабилизаторами и красителями. Полномасштабная экспертиза еще впереди, но уже предварительные исследования показали наличие в «детской» колбасе соевого белка, крахмала и стабилизатора Е407. Последний, кстати, категорически запрещено использовать в детском питании, поскольку при систематическом употреблении он может вызвать развитие язвы, а также рака желудочно-кишечного тракта.
Нельзя сказать, что криворожане все это время безмолствовали. Родители школьников регулярно сообщали в социальных сетях о тошноте, рвоте и других нарушениях здоровья детей, отобедавших пресловутыми мясопродуктами, а перед недавней сессией самые рьяные даже пытались штурмовать здание горсовета. Возмущенная мамаша заявила на камеру центрального телеканала, что от «школьной» колбасы воротят нос даже собаки.
Контролер одного из районо не выдержала - забила было тревогу, но ее немедленно уволили. И все же бездействие массы ответственных лиц – школьных медсестер, санврачей, руководителей рай- и гороно - поражает. Причина очевидна – страх. Семья Вилкулов, монополизировавшая власть в Кривом Роге, злопамятна и «предательства» интересов Партии регионов, а ныне – Оппозиционного блока не прощает. Особенно интересов корыстного свойства. Если положить на одну чашу весов деньги, а на другую – здоровье детей, деньги у криворожской элиты всегда перевесят.
Настоящий полковник
История с ядовитой колбасой, закупаемой за бюджетный кошт, скорее всего, так и осталась бы за кадром, если бы в Кривом Роге перевелись смелые, честные и принципиальные люди. Но они, к счастью, не перевелись и среди местных депутатов, и что немаловажно, среди правоохранителей. Один из тех, кто вывел чиновников-отравителей на чистую воду – начальник горуправления милиции Кривого Рога полковник Андрей Гречух. Фигура для промышленного мегаполиса легендарная. Этакий Глеб Жеглов 21 века.
Начальник горуправления милиции Кривого Рога полковник Андрей Гречух
Криворожские власти при Януковиче с помощью промотивированных сотрудников управления внутренней безопасности отслеживали каждый шаг Гречуха и в 2011 году таки вытолкнули его в отставку. Когда после Революции достоинства полковник был назначен начальником горуправления милиции, то первую пресс-конференцию он провел в… собственной квартире, доставшейся в наследство от родителей и расположенной в блочной пятиэтажке. Не каждый начальник милиции 700-тысячного города решился бы на такой шаг.
Поняв, что запугать Гречуха невозможно, а взяток он не берет, его пытались подкупить новой должностью начальника УМВД на Приднепровской железной дороге с переездом в областной центр и предоставлением новенькой «Ауди» А8. Не получилось!
Андрей Алексеевич продолжает методично бороться с преступностью в родном городе, невзирая на бешеное сопротивление перекрасившихся оппозиционеров.
Кстати, информацией о колбасном скандале он делился крайне неохотно, постоянно ссылаясь на тайну следствия. Не назвал ни одной фамилии. Вице-мэр Светличный сам себя выдал, когда на одном из криворожских сайтов опубликовал заявление о том, что его политически преследуют, обвиняя в поставках «якобы некачественных продуктов питания в бюджетные организации города».
Вот так! Кормил большую часть года школьников тухлятиной, а когда поймали на горячем, то сразу заговорил эвфемизмами: «якобы некачественные», «бюджетные организации города». В конце своего спича Светличный заявил: «Я принял решение написать заявление об увольнении меня с должности заместителя мэра до окончания расследования милицией и прокуратурой». На самом деле ему предъявлено подозрение в совершении уголовного преступления и в отношении него избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Грозит Александру Светличному от 3 до 5 лет лишения свободы. А если к обвинению в мошенничестве добавится статья о злоупотреблении служебным положением, срок может значительно возрасти.
К сожалению, изобретателю и вдохновителю колбасной схемы Андрею Гальченко удалось выйти сухим из воды. Он стал депутатом ВР, шел как самовыдвиженец, но затем прибился к родному Оппозиционному блоку. Более того, на днях его утвердили и членом Криворожского горисполкома. Надо же кому-то гасить колбасный скандал.
Беда как предчувствие
А вот Александра Светличного вполне могут слить. Ведь он для Вилкулов не более чем расходный материал. Правда, есть еще один нардеп-криворожанин – Константин Павлов, которого Светличный небезосновательно считает своим покровителем.
О том, что колбасные махинации добром не закончатся, главный подозреваемый предчувствовал еще летом, когда парламентский папарацци зафиксировал оживленную смс-переписку Светличного с Павловым. На павловском телефоне виден вопрос встревоженного Светличного: «И когда нас будут кастрировать, тьфу – люстрировать?» «Первое чтение... чистый пиар», - успокаивает друга нардеп. Сегодня, когда махинатору светит тюрьма, люстрация для него – все равно, что выговор без нанесения.
Впрочем, всесильный Павлов может и не помочь. Поговаривают, его планируют вскоре переквалифицировать в мэра Кривого Рога. Дело в том, что действующий мэр Юрий Вилкул в последнее время потерял остатки адекватности. «Старик совсем плох», - судачат о нем горожане. На людях почти не появляется, перманентное отсутствие градоначальника на работе чиновники объясняют некими загадочными командировками.
Но есть одна закавыка – городского голову предстоит избирать прямым голосованием. Админресурс у семейства Вилкулов, конечно, пока сохраняется, но он уже не столь всеобъемлющ, как год-другой назад. И если Павлов начнет выгораживать дружка, подозреваемого в казнокрадстве и нанесении ущерба детскому здоровью, то не видать ему мэрского кресла, как своих ушей.
Как бы то ни было, Кривой Рог на пороге больших перемен. Горожанам неуютно чувствовать себя на островке сепаратизма посреди в целом патриотичной Днепропетровской области. Они видят, куда завели дончан и луганчан шашни с террористами г-на Ахметова, владельца многих криворожских предприятий. Видят, и подобной участи для себя не хотят.
Борис ХМЕЛЕВОЙ.