Куклы, пупсы, мишки или почему дети не могут отличить тигра от зебры

Информационный портал «Днепропетровская панорама» предоставляет вам возможность заявить о своих талантах и увлечениях на весь Днепр! Если вы поэт, художник, певец, фотограф, одним словом творец, то присылайте нам на почту info.dnpr@gmail.com свои материалы. А мы в свою очередь разместим их на сайте в рубрике «Творческая лаборатория Днепра» и распространим ваше творение в соцсетях (Facebook, ВК, ОК). Творите в информационном пространстве своего города! 

"ДП" продолжает знакомить своих читателей с творчеством и увлечениями днепрян. Своими работами с нами поделилась Лидия Шпорхун - коллекционер игрушек. 


Мягкая игрушка играет немаловажную роль в воспитании ребенка, формировании вкуса, кругозора, гармонично развивая личность маленького человека. В современном мире она переживает свое второе рождение. Авторские работы «hand made» достигают невероятных цен, становясь произведениями искусства.

«Мое увлечение мягкими игрушками и куклами – родом из детства. Столько воды утекло с того времени, но даже сегодня, когда я сама бабушка и воспитываю двоих внуков, я не могу пройти мимо красивой игрушки, хотя свою коллекцию уже не собираю более десяти лет.  Дети войны особенно ощущали дефицит мягких игрушек, потому первые, не очень яркие и качественные по современным меркам, игрушки и куклы, выпущенные после войны, были для нас на вес золота. После войны на одном из ленинградских химических предприятий было налажено массовое производство кукол-голышей из целлулоида, их тут же стали называть пупсами. Роль этих абрикосово-розоватых созданий с подвижными ручками и ножками на резинках, нарисованными волосами и круглыми голубыми глазами оказалась очень важной для советских детей. Причин на то было много: и отсутствие выбора, и бедность, и необходимость применить на деле навыки шитья, чтобы одеть голыша (в те годы уроки рукоделия, домоводства для девочек были обязательной частью учебной программы в школах) . Первые красивые куклы с закрывающимися глазами из Восточной Германии, появились в конце 1950-х годов. Для нашего поколения те игрушки были самыми лучшими», – рассказывает Лидия Шпорхун, коллекционер.

История возникновения мягкой игрушки берёт своё начало с 70-х годов ХIХ века в Германии. Многие женские журналы в то время начали печатать выкройки и советы по собственноручному изготовлению мягких игрушек. В 1879 г жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных игрушек, изображавших зверей, для подарка своим племянникам на Рождество. Отец молодой рукодельницы открыл небольшую мастерскую, в которой Маргарет и ее сестры изготавливали мягкие игрушки. Уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». На фабрике игрушек в конце ХIХ века "родилась" игрушка, которая впоследствии стала любимой во многих странах мира. Это плюшевый мишка, который по сей день остается главной мягкой игрушкой.

В советские времена, игрушки не отличались изысканностью и разнообразием. Объяснялось это отсутствием качественных материалов, красителей и интереса к этому виду ремесла со стороны властей. Главным считалось количество или, как тогда говорили, валовой продукт. По этой причине изготовлением игрушек занимались не только специализированные фабрики, но и артели мастеров и мастера-надомники, делавшие в основном мягкую и деревянную игрушку. Качество советских игрушек было очень разнородно: от совершенно уникальных, называемых сегодня авторскими, до достаточно посредственных, причем на цену это мало влияло – игрушки были достаточно дешевы. Хорошая игрушка всегда была в дефиците.

«Для меня ценность куклы или игрушки не в форме персонажа, художественной проработке элементов и качестве используемых материалов, а в ощущении теплоты, нежности, радостных детских чувств. Первая кукла появилась у меня в 1946 году, купленная моим отцом. К сожалению, она не сохранилась, но в нашей семье всегда особенно трепетно и бережно относились к мягкой игрушке, как символу доброты, и нежности – чувств зарождаемых в детстве. Потому спустя годы, не ставя перед собой определенной цели, мне удалось собрать порядка пятидесяти экземпляров мягких игрушек, среди которых около двух десятков кукол. Многие игрушки переставали быть только игрушкой, а стали для меня символом детства, к которым возвращается человеческая память», - отметила коллекционер.

В Украине, по причине отсутствия рентабельности производства и специализированных фабрик, уже более двух десятков лет игрушки не производят. Потому современные дети вынуждены довольствоваться китайским ширпотребом, который когда повезет – не так и плох, а когда не очень, то дети не могут отличить тигра от зебры. Часто сомнительно качество применяемых материалов.

«Мои медвежата и куклы не представляют художественной и культурной ценности, но приносят радость и умиление сердцу. На них выросли мои дети. И сегодня ими охотно играет моя младшая внучка Кирочка», – рассказывает Лидия Шпорхун.

Современные мягкие игрушки многому научились: они уже и поют, и разговаривают, и танцуют. В Японии давно разработаны мягкие игрушки, которые полностью имитируют домашнего любимца: котенка или щенка. Но - это не главное. Самое важное – это та доброта и нежность, которую дарит каждому ребенку мягкая игрушка, память о которой остается на всю жизнь.