«Моя задача – удивить всю страну, изменив Днепр», – Борис Филатов (Интервью)

У него классное чувство юмора, и он безумно зациклен на работе. Во время интервью мэр не отвлекался на сообщения в телефоне и успел разгрести кучу документов на столе. Несмотря на ограниченное время, журналисты «Днепропетровской панорамы» узнали все, что хотели, за исключением того, есть ли потайной вход в кабинет городского головы. Это эксклюзивное интервью с Борисом Филатовым, в котором мы старались не говорить о политике.

– Какой грех вы считаете самым страшным?
– Думаю, предательство.

– Можете забыть или простить такое?
– Предательство никогда не забываю и не прощаю. Я могу отставить в сторону. Православным нельзя так говорить, но я действительно очень злопамятен. Грешен.

– Какое преступление вы можете оправдать?
– Совершенное в ситуации крайней необходимости.

– Вы живете одним днем?
– Нет. Я живу перспективой. Мысли нужно материализовать, заглядывая при этом далеко вперед.

– Вы часто цитируете великих людей – и на сессии, и на своей странице в Facebook. Какое ваше любимое изречение?
– Мой отец преподавал философию в университете. Поэтому с Сенекой, Аристотелем и Платоном я знаком с раннего детства. Откровенно говоря, иногда и сейчас хочется погрузиться в книги о вечном. Думаю, «Через тернии к звездам» (Per aspera ad astra).



– Без чего вы не представляете свой рабочий кабинет?
– Не могу сказать, что в этом кабинете чувствую себя очень уютно. Но я намеренно его не ремонтирую: не хочу, чтобы на этом спекулировали. С другой стороны – вот этот стол, за которым мы сидим, насколько я знаю, стоял еще у руководителя горисполкома господина Александра Мигдеева. Это старая дубовая столярка. Думаю, не стоит убирать то, что досталось, так сказать, в наследство, создавалось моими предшественниками. И даже если я решу сделать здесь ремонт, то стол оставлю. По большому счету, это ведь просто рабочее место.
В моей жизни было много кабинетов, и где бы я ни находился, моя карьера оказывалась довольно успешной. В адвокатуре, в бизнесе, в обладминистрации... Но в этом кабинете есть памятные для меня вещи, например, фигурка черта из моей коллекции, еще статуэтка, которую мне подарила жена. Предметы, которые позволяют держать связь со своими увлечениями, близкими людьми. У меня нет портретов руководителей государства – есть картины. Например, в рамках арт-терапии для бойцов АТО один из них нарисовал город будущего. Он никогда не был в Нью-Йорке, но получилось очень похоже: небоскребы, желтое такси…

– С чего начинается день в семье Филатовых?
– Когда я занимался бизнесом, на работу не очень торопился: раньше 10-11 утра в кабинете не появлялся. Сейчас, естественно, график совсем другой: нужно приходить значительно раньше. Стараюсь быть к 8:00. У супруги также сильно изменился график, поэтому встаем в одно и то же время.

– Свои рабочие вопросы обсуждаете с женой?
– Нет, никогда. Я всегда придерживался точки зрения, что семейную жизнь и работу нельзя объединять. Поэтому мне непонятно, когда политики, хоть городские, хоть республиканские, в свою работу «впутывают» жен. Например, жены за них пишут в Facebook и комментируют их деятельность.

– Какие сны вам снятся?
– Я иногда ловлю себя на мысли, что мой мозг продолжает работать и во сне. Не могу сказать, что снятся кошмары, но спать стал хуже. Сны бывают разными, но я их не запоминаю.

– У вас есть сейчас время на то, чтобы заниматься спортом?
– Регулярно не получается. Раньше я занимался боксом. Сейчас, с учетом того, что нет возможности строго придерживаться режима и графика, часто приходится переносить тренировки, даже если уже договорился с тренером. В любую минуту стараюсь уделять тренировкам внимание, хотя выходит крайне редко.



– Вы смотрите на город хозяйским взглядом, когда едете на работу?
– Да, конечно. Например, увидел проваленные люки или ливневки – отправляю фото Лысенко, устраиваю разгон коммунальщикам.

– Есть ли любимые места в городе?
– С этим городом связано все, что у меня есть. Я прожил здесь всю жизнь, и со множеством уголков связаны воспоминания. Конкретного любимого места нет. Днепр для меня – единое целое. Если вы любите женщину, вы любите ее целиком – это же целый комплекс сложных чувств. (Улыбается.)

– Как вы считаете, почему ваши политические соратники предали вас? У них другое видение реформ или вы их разочаровали?
– По поводу «разочаровал» – спросите у них. Знаете, как в Израиле шутят: «У нас 6 миллионов президентов». Я думаю, что в нашем городе минимум 10 человек думают, что они мэры. И вместо того, чтобы заняться своими вопросами, семьей, бизнесом, общественной деятельностью, занимаются тем, что «гадят». Они не могут удовлетворить свои личные амбиции и видят свою самореализацию в том, чтобы насолить мэру. При этом их нападки особого успеха не имеют, а хуже от этого становится только территориальной громаде.

– Каким вы видите Днепр через 20 лет?
– Различные умники-активисты критикуют нашу работу и то, как возрождается город. Это, конечно, правильно – у каждого есть свое мнение, но логика в том, что необходимо понимать и стратегию. Следует осмыслить ее с учетом серьезных макроэкономических показателей, статистики, демографии, анализа гендерной ситуации, фактора переселенцев. В новых исторических реалиях, на смене эпох, после революции и в условиях войны, город стоит на перепутье. Днепр был индустриальным гигантом, а, в конечном счете, вошел в «занепад» по ряду причин. Теперь у города есть возможность вырваться из него. Днепр, как у нас говорят, «еще не первый, но уже и не второй». Наша задача – даже недостатки превратить в преимущества. Например, все прекрасно понимают, что донецкий аэропорт не заработает в ближайшее время. Почему бы Днепру не стать таким хабом? У меня есть наработки. Хочу привлечь английских экспертов. Моя задача – удивить всю страну.


– Назовите свою формулу успеха.
– Все просто: никогда не опускать руки, быть оптимистом, верить в свои силы, много и тяжело работать. Никто не говорит, что будет легко. Я работал с 14 лет: сначала копал курганы, потом был сторожем, маляром, трудился на строительстве метро... У меня было много разных профессий. Хотелось зарабатывать деньги, чтобы девочек в кино водить (улыбается). При этом я не забывал и учиться: саморазвитие очень важно. Сейчас очень увлекся урбанистикой, градостроением – это же целая наука! К сожалению, определенные политические силы и «товарищи» не дают работать. И 40% рабочего времени уходит на выяснение отношений.

– Если бы у вас была возможность связаться с кем-то из великих, кому позвонили бы?
Если говорить о нашем городе, то, конечно, это – Александр Поль. Он хотел построить мост, развивать металлургическую промышленность, возобновить горное дело. При нем количество жителей выросло в четыре раза, и из захудалого городишки, благодаря Полю, мы превратились в индустриального гиганта. Для города он – личность. Именно он дал городу новый импульс развития. Его же считали больным на голову, а он 13 лет бегал в правительство, рассказывал, что тут можно развивать металлургию и выбивал строительство железной дороги и железнодорожного моста. Сейчас ищу его могилу, потому что в этом городе было много славных градоначальников.

P. S. «Хорошо, что вы пришли. Я хоть от работы немного отвлекся. Видите, какой на столе бардак…» – Борис Филатов.

Автор: Никита Дрюченко, Дмитрий Дубов
Фото: Сергей Марченко