Под Днепром находится настоящее ландшафтное чудо (Фото)

Есть такой живописный лес на берегу реки Гайчур. Появилась роща благодаря человеческим рукам. Она посажена более ста лет назад. Наряду был разбит парк с розарием, устроен плодорассадник. Было там и село, уже в советские времена называлось Красный питомник, и со временем люди покинули его. А парк, точнее сказать, часть парка, продолжает существовать до сих пор.

Кто же был этот Макаренко - основатель парка и большой чудак с точки зрения обычного обывателя?

Крепкие хозяева обрабатывали землю, выращивали хлеб, за который брали хорошие деньги, разводили скот, овец, а этот вот, что придумал: парк посадил в степи! Существует несколько пересказов, версий, кто же он был, Андрей Макаренко.

Первая версия. Андрей Макаренко - садовник и агроном по образованию, до приезда в Александровский уезд заведовал государственным рассадником в городе Дебальцево Донецкой области, говорят, до сих пор там остались старые дубы, которые он сажал.

Вторая версия. Андрей Макаренко был железнодорожным инженером Екатеринослава, он купил этот участок земли и поставил на нем свою экономию - дачу.

Третья версия. Андрей Макаренко был жандармским полковником с Екатеринослава, купил землю, поставил экономию - дачу и проживал на ней только с весны до осени.

Какую бы из этих версий не признавали действительной, в честь своего основателя парк в народе до сих пор остается под названием Макаренский сад.

Макаренко был состоятельным человеком. Какой же была усадьба Макаренко, где он жил и работал? Вот что рассказывает о нем жительница Покровского А.Ф. Тищенко.

Усадьба находилась на горе, в повороте реки Гайчур, между селами Братское и Ново-Скелеватое. Была в этой усадьбе большая сушилка для фруктов, погреб, помещение для животных и птицы. С усадьбы в настоящее время не уцелело ни одно помещение.

Дом Макаренко - невысокий, одноэтажный. Расположен с юга на север, на небольшом возвышении. На четыре стороны от каждого угла усадьбы простирались аллеи деревьев.

В направлении села Братское была посажена аллея из различных пород деревьев. С обеих сторон этой аллеи росли ряды лещины.

В сторону Покровского, к железной дороге, пролегала берестяная аллея. Третья аллея проходила в направлении реки, она была обсаженная каштанами.

Вдоль дорожек изобиловали пиона многих сортов. По каштанами были аллеи сирени. Между каштановой и берестяные аллеями располагался сад площадью 8 десятин земли - около 8 гектаров.

Дом был расположен в излучине реки Гайчур, а потому одна аллея, четвертая, березовая, выходила также к реке.

Между березовой и каштановой аллеям возле дома росли яблони, а дальше к реке простирался зеленый клин травы.

Возможно, это были остатки первоначального Дикой степи. Сад был очень ухоженным. Это была настоящая коллекция фруктовых деревьев. Росло здесь немало сортов слив, груш, яблок, орехов, айвы, кизила.

По показаниям Агафьи Федоровны Тищенко, лучшим сортом яблок в саду была так называемая «овечья мордочка» - красные удлиненные очень приятны на вкус яблока.

Среди старожилов сохранились упоминания о талантливом парне Макаре Титовиче Стариковском. Он все время ходил к Макаренко, присматривался, как он делает прививки, учился ухаживать за деревьями.

Впоследствии Макаренко назначил его садовником. Позже он работал в должности садовника в коммуне «Маяк». Еще до 70-х годов росла недалеко от реки ива, на которой Макару Титовичу удалось привить грушу.

Остаток этого дерева был лет несколько назад на потоке в направлении к реке. Родили груши на вербе зеленые и горькие. Вдоль сада простирался фруктовый питомник. Именно здесь принимали саженцы для своих садов покровчане, жители других сел и хуторов.

Где-то около 20 десятин занимал лес. Рос он, со стороны села Братское, ближе к реке. Были в лесу голубые ели, другие вечнозеленые деревья, каштаны, березы, тополя дубы, вяз, акация, боярышник и другие лиственные деревья.

А в центре этого сада-парка был небольшой водоем, где весной и до сих пор собирается вода.

Пионов и роз, говорят, было более 200 сортов. Розы специально разводили на срез. Большими партиями срезали и отправляли по железной дороге в специально заказанном вагоне в Екатеринослав на продажу. Поезд останавливался на разъезде, который и до сих пор называется Макаренский.

Около 122 десятин земли засевалось пшеницей и другими культурами. На изгибе реки находилась купальня. Берега были поросшие терном, ежевикой, поверх которых изначально плелись плети хмеля. На воде можно было видеть белые и розовые лилии.

Старожилы помнят, как еще в 30-е годы летом в Красном питомнике устраивали оздоровительный лагерь железнодорожникам Днепропетровска. Такое чудо в степи мог создать или чудак, или добрый, чуткий человек, влюбленный в природу.

Здесь и сейчас хорошо. Сюда приезжают отдохнуть, порыбачить, а иногда просто послушать соловьев.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.