Призрак прошлого: тайны легендарного Южного вокзала в Днепре

Центральный ж/д вокзал Днепра, - по праву считается одним из важнейших транспортных узлов города и всей области. Днем и ночью тут по-настоящему кипит жизнь. Туда-сюда снуют десятки и сотни людей, отправляясь и прибывая в пункт назначения. Впрочем, все шансы стать равным "Главному вокзалу города" и даже затмить его, были у Южного вокзала. Увы, неудачное расположение и "бедная" транспортная развязка сыграла злую шутку, лишив стратегический транспортный узел будущего. Какие тайны хранит Южный вокзал Днепра, - расскажет "Днепровская Панорама".

История вокзала "Днепропетровск - Южный" берет свое начало в далеком 1929 году. В районе Мандрыковского рынка была построена небольшая железнодорожная станция, которая получила название "Лоцманская". Спустя 46 лет, на месте небольшой станции вырос полноценный железнодорожный вокзал. Торжественное открытие пришлось как раз на 1 июля 1975 года.

Стихийный рынок на месте станции «Лоцманская». Предположительно 1928 год;

По воспоминаниям местных жителей, стук колес и мелодичный звон посуды в шкафу, - были привычной "музыкой", круглосуточно сопровождавшей жильцов окрестных домов. Перрон, к которому подъезжали поезда был деревянным, а платформы где рабочие разгружали уголь, буквально, чернели от сажи. Детишки наблюдали за товарными поездами, на которых через всю область перевозили продукцию сельского хозяйства и скот.

1969 год. Станция «Лоцманская.» Фото: Юрий Савенков

Да, жизнь на Южном вокзале, что называется "бурлила". Бердянск и Одесса, Луганск и Донецк, Киев, Саратов, Гродно и даже Баку! Увы, названия этих городов навсегда исчезли с щитов расписания поездов на станции.

Догнать и перегнать "Центральный вокзал"

Планы партии были весьма амбициозными, - он должен был стать вторым по значению ж/д вокзалом Днепра, а может и превзойти "главный вокзал города". К слову, в самом начале так и было. Часть поездов следовала именно через Южный. Тут же сформировали и часть собственных составом. В частности, - южного и юго-западного направления.

Учитывая смелые амбиции партийной верхушки, перспективы у Южного вокзала были фантастические. Увы, безжалостный прогресс рассудил иначе. В наши дни вокзал переживает не самые лучшие времена. Да, он все ещё играет свою роль в пассажирских перевозках по области. Впрочем, весьма незначительную.

С вокзала "Днепропетровск - Южный" уходили электрички в Апостолово, Синельниково, Сухачевку. Отправлялись и проходили малочисленные поезда дальнего следования. А вот грузовые составы тут практически не останавливаются. В целом, на станции довольно безлюдно. Тех, кто бывал на экскурсии в городе-призраке Припяти, наверняка посетит ощущение дежавю. Добраться сюда можно лишь маршруткой № 30 или пройтись пешком от остановки трамвая № 1.

Перспективы "кольца"

В 1980-е городская власть планировала "оживить" вокзал, выведя к нему линию наземного метро. Более того, - в перспективе ж/д линия стала бы частью кольцевого маршрута, который бы охватил практически весь город. В частности: «Днепропетровск-Южный – Нижнеднепровск-Узел – пл. 196 км – Нижнеднепровск – ст. Амур – Днепропетровск-Главный — Горяиново – Диевка — пл. 178 км — Днепропетровск-Грузовой – Встречная – Днепропетровск-Южный».

К слову, реализация проекта кольцевого маршрута и сейчас способна изменить транспортную инфраструктуру Днепра к лучшему. «Кольцо» смогло бы раз и навсегда решить ежедневные транспортные проблемы жителей центра Днепра и отдаленных жилмассивов. И наконец, Южный вокзал снова бы кипела жизнь. Станция-призрак снова бы стала нужной частью городской жизни.

Пустующий вокзал в самом центре города оживает лишь на пару часов в день. Проводники станции принимают и отправляют пригородные электрички, а пассажиры, не задерживаясь в зале ожидания, бегут на единственную здешнюю маршрутку. Но тем не менее, Южный вокзал все-таки живет. Пусть не так шумно и не так людно, как в свои лучшие времена.

Крах Южного вокзала

Многие уверены, что именно расположение сыграло с Южным вокзалом злую шутку. С одной стороны его окружает обрыв, а с другой – густо-застроенный склон. Наконец, весьма "бедная" транспортная развязка весьма неблагоприятно сказалась на развитии вокзала. "Днепропетровск Южный", словно застыл во времени. Словно призрак прошлого, он переносит гостей в далекие 80-е. Нет тут ни навязчивой рекламы никому не нужных товаров, нет ни множества ларьков с шаурмой или напитками, а над посетителями не нависают гигантские плазменные экраны.

Тут круглосуточно работает пост, где находится дежурный по станции, который руководит всем движением, оператор при дежурном по станции и составитель поездов. А непосредственно на вокзале работают справочная, кассы пригородные, предварительной и суточной продажи билетов.

Здание и инфраструктура вокзала уже давно нуждаются в капремонте. Посадочные платформы и корпус вокзала с каждым годом постепенно разрушаются, приходя в аварийное состояние.