Виктор Шендерович: Путин вошел в штопор

"Обозреватель" часто цитирует известного российского писателя, сатирика и журналиста Виктора Шендеровича. Но сегодня нам удалось пообщаться с автором лично. Писатель ответил на несколько вопросов, связанных с феноменом "имперского синдрома" современной России, а также пояснил, какими мотивами руководствуется Владимир Путин в своей агрессивной политике.

-После аннексии Крыма рейтинг Путина взлетел до небес. Почему это так важно для россиян – захват чужих территорий?

-Я думаю, тут довольно простой ответ. Это парадигма XIX века – старое имперское представление о величии нации, связанное с количеством квадратных метров, с территориями. Через это проходили многие страны – Англия, Голландия, Португалия. Но они вышли из этой парадигмы. Сегодня, в XXI веке, место нации в мире определяется не площадью.

А мы застряли в этом средневековье, нам по-прежнему кажется, что мы великие, если мы большие. И это русское проклятие. Российская империя всегда завоевывала гораздо больше территорий, чем могла освоить. И, к сожалению, это проклятие осталось с нами.

- Почему сегодня российское руководство увлекается украинским направлением, совершенно забывая о восточном?

-Потому что на восточном направлении Россия проиграла, и, по всей видимости, ничего на этом направлении сделать уже не может. Воевать с Китаем сегодня Путину не под силу, а с Украиной – под силу. И он выбирает то направление, где он может победить. Это пошло, но это так.

-Говорят, следующим после Украины будет Казахстан. Вы верите в это?

-Очень многое из того, что казалось совершенно нереальным недавно, оказалось чудовищно реальным сегодня.

Путин уже, со всей очевидностью, вошел в штопор, из которого уже нет эволюционного пути. На этом имперском пути завоеваний он может зайти достаточно далеко, пока история не остановит.

-Вы сказали, что Россия застряла в средневековье. Вам не кажется, что Владимир Путин просто идет на поводу у этого проимперски настроенного населения?

-Нет. Мне кажется, что это неправильная постановка вопроса. В России 140 миллионов человек, и как в любой стране, есть разные слои населения. В России десятки миллионов людей – десятки миллионов, я отвечаю за это – вполне ориентированы на европейские ценности. И десятки миллионов ориентированных на ценности имперские. Вопрос в том, куда направлен вектор, вопрос в том, кто становится элитой нации.

Поэтому говорить о том, что Путин идет на поводу – не совсем точно. Путин разрабатывает эту тему, Путин повышает градус, Путин дает больший огонь под этой "кастрюлей". Это можно констатировать.

Это его политика: сначала он разогревает эти настроения, а потом, когда они разогреты, он показывает и говорит: ну вот, видите, народ хочет. Но этот же народ двадцать пять лет назад прогнал прошлых хозяев, включая его КГБ.