«Лежали перевернутые вагоны, контактный провод был снят»: история городского электротранспорта после 1917 года (Фото)

Андрей Незнаенко

"Лежали перевернутые вагоны, контактный провод был снят": история городского электротранспорта после 1917 года (Фото)

В период с 1917 по 1918 городской трамвай почти не работал, а в 1919 — остановился полностью. Во дворах депо и по городу лежали перевернутые вагоны, заржавели рельсы, контактный провод был снят.

Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал на фейсбук-странице Департамента транспорта и инфраструктуры Днепра.

Первая мировая война, революция, смена власти — все эти факторы сказались на работе трамвая в Днепре и привели к его полной остановке.

"Лежали перевернутые вагоны, контактный провод был снят": история городского электротранспорта после 1917 года (Фото)

Лишь в конце 1920 года было восстановлено движение по сокращенным маршрутам: от Бельгийского депо (на Яворницкого, 119) к Успенской церкви и от городского депо через пр. Пушкина, ул. Шевченко до городской Управы.

В течение 1921 — 1923 годов шло восстановление линий, а в 1924-м впервые за время Советской власти открыли новый маршрут №3 — от центра города к рабочей окраине, Фабрике.

Рабочие металлургического завода получили возможность ездить на работу трамваем. В следующем году был открыт маршрут от Управы к Лагерному рынку. Для этого была устроена большая насыпь в Долгой балке (сейчас это часть ул. Чернышевского).

"Лежали перевернутые вагоны, контактный провод был снят": история городского электротранспорта после 1917 года (Фото)

С восстановлением старых и строительством новых заводов, поэтапно продолжали ветку маршрута №2 — сначала до Металлургического завода, затем до Коксохимического. Также продолжили маршрут №3 — от Фабрики до Кайдак.

В 1932-м состоялось знаковое событие — была построена первая ширококолейная (1524 мм) линия от железнодорожного вокзала до пос. Фрунзе (современный пр. Мазепы). В связи с окончанием производства узкоколейных вагонов приняли решение о «перешивке» колеи на широкую по всему городу.

Во время реконструкции рядом с рельсами старой колеи, клали третью рейку с целью возможности работы как старых, так и новых, широких вагонов. Первым переустроеным маршрутом была «двойка», которая была вновь продлена до трубного завода.

"Лежали перевернутые вагоны, контактный провод был снят": история городского электротранспорта после 1917 года (Фото)

В 1935 году начато движение по новому маршруту, сочетающему центральную часть и Амур-Нижнеднепровский район через железнодорожный мост.

По состоянию на 1936 год, в обоих депо было 208 вагонов, эксплуатационная скорость составляла 15.3 км/ч. За год было перевезено почти 120 млн пассажиров.

В 1937 году на левом берегу появилась новая ветка — до стрелочного завода и станции Узел, которые в то время были далеко за городом. Также был продлен маршрут №8 до пос. Крупской (верх пр. Мазепы) и №2 до ДЗМУ.

Таким образом, перед началом Второй мировой войны, в городе действовали 12 маршрутов. Ежегодные перевозки составляли 172 млн человек — четвертое место в Украине после Киева, Одессы и Харькова.

"Лежали перевернутые вагоны, контактный провод был снят": история городского электротранспорта после 1917 года (Фото)

22 июня 1941 началась война, а уже 20 августа было остановлено движение трамваев. Через 5 дней в город вошли немцы.

Читайте также: Любимое место первых свиданий: как выглядит пешеходный мост в Днепре с высоты птичьего полета (Видео)

Присоединяйтесь также к Днепровской Панораме в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
Читайте также