«Пахтакор» — 41 год со дня трагедии: история самой ужасной авиакатастрофы Днепропетровщины

Елена Демченко

"Пахтакор" — 41 год со дня трагедии: история самой ужасной авиакатастрофы Днепропетровщины

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых в полном составе летел ташкентский футбольный клуб «Пахтакор».

Об этом корреспондент Днепровской панорамы узнал из сайта BBC News.

В тот год это был один из лучших составов за всю историю ташкентского клуба. Этот день в истории узбекистанского футбола останется навечно.

Семнадцать спортсменов стали гордостью Узбекистана и навсегда остались в сердцах миллионов соотечественников — будь то в столице, городах или кишлаках.

"Пахтакор" — 41 год со дня трагедии: история самой ужасной авиакатастрофы Днепропетровщины

Ровно 37 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинев.

На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нем находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли. 

В субботу, 11 августа из Ташкента на игру с минским «Динамо»вылетели 14 футболистов «Пахиакора», второй тренер, врач и администратор. Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетел в 11:30, без опозданий. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал Ту-134, который направлялся в Кишинев.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский.

Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, почему рейс поручили курировать стажеру, а не более опытному сотруднику Сумскому.

Молодой диспетчер рассчитал: лайнеры должны без проблем разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в 3 минуты. На самом деле у экипажей для этого было менее 60 секунд. Оба Ту поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За несколько минут до трагедии Владимир Сумской перепроверил расчеты стажера и обомлел. Он перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался.

Ему ответили утвердительно, однако, как оказалось позже «принято» сказали не с того борта — высоту менял Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

"Пахтакор" — 41 год со дня трагедии: история самой ужасной авиакатастрофы Днепропетровщины

Столкновение над Куриловкой

До сих пор рассматривают две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. По второй — челябинский самолет крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Жители поселка Куриловка в тот день отмечали свадьбу. Очевидцы происшествия до сих пор помнят, как прямо во время застолья с неба посыпался «черный град».

Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолетов, падали останки людей вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, вскоре появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолетов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, стали молиться.

"Пахтакор" — 41 год со дня трагедии: история самой ужасной авиакатастрофы Днепропетровщины

Родственники спортсменов узнали о трагедии не сразу

«12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу», — вспоминала вдова одного из погибших футболистов.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилета.

Все наоборот

После различных катастроф часто оказывается, что некоторые люди не погибли совершенно случайно: кто-то возвращался за забытыми ключами, а кого-то подвел сломавшийся автомобиль.

Уже после из новостей счастливчики узнавали, что судьба подарила им шанс и неприятность, оказывается, спасла им жизнь.

"Пахтакор" — 41 год со дня трагедии: история самой ужасной авиакатастрофы Днепропетровщины

В случае с «Пахтакором» было все наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Например, 18-летний Сирожиддин Базаров должен был быть в Минске еще накануне — вместе с дублирующим составом. Но он опоздал на борт и улетел вместе с основой.

Еще один футболист — Михаил Ан — вообще не должен был лететь в Минск из-за травмы, но его уговорили поддержать своих на трибуне.

После трагедии

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время.

Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой была лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда.

В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Уже в первые дни после гибели футболистов в Узбекистане стали собирать новую команду. Так как найти футболистов нужного уровня в республике не смогли, обратились ко всем советским клубам.

На клич отреагировали футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца» и другие.

Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счетом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Разбирательство в причинах авиакатастрофы продолжалось 9 месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров.

Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6,5 лет за хорошее поведение. Николай Жуковский умер в колонии. По слухам, он покончил с собой.

Читайте также Исчезнувший фонтан «Самсон», пальмы на проспекте и ретро автомобили: как выглядел Днепр в 1950-х

Присоединяйтесь также к Днепровской Панораме в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
Читайте также