Стипендия для студентов: быть или не быть?

Редакция Днепровской Панорамы

kuryachiy2.jpg

Народный депутат Украины от Днепропетровска Максим Курячий предложил вариант решения проблемы стипендии, которая сейчас приобретает достаточно актуальное значение.

Свое видение Максим Курячий предлагает в статье для «Днепрограда», которая представлена ниже.

Бюджет 2015 года еще даже не обсуждался в Верховной Раде, а апокалипсических комментариев хоть отбавляй. Их общий смысл — если бюджет денег не даст, то все пропало. Привычка видеть только в бело-черном режиме и не пытаться найти другие варианты решения.

Но это, так, общее теоретическое замечание. Теперь о конкретной проблеме.

В Украине сегодня в 790 высших учебных заведениях обучается около двух с половиной миллионов студентов. Это больше, чем население во многих странах мира. Тенденция роста числа вузов и студентов была отличительной чертой всех лет независимости, но особенно бурным был рост в последние десять лет.

Но значит ли это, что Украина такими рекордными темпами продвигалась к одной из высших стадий в развитии человеческой цивилизации — «обществу образования», о котором писал известный философ Александр Зиновьев? К сожалению, нет.

Пребывание в вузе превратилась в форму отсрочки социализации молодого поколения, а учеба на бюджете стала еще и формой социального вспомоществования. Коммерционализация высшего образования привела к существенным перекосам в подготовке специалистов и, как результат, к диспропорциям на рынке труда.

Стоит ли удивляться, что только около 40 % выпускников вузов устраивались на работу по специальности, а для того чтобы сделать реальную карьеру, многим из них пришлось получить второе, а то и третье высшее образование, затрачивая на это драгоценное время и дополнительные ресурсы.

Не принесло это пользы и высшей школе — нагрузка росла, а качество падало. Преподаватель вуза все больше начинал походить на учителя средней школы. Поплыли и профессиональные стандарты..

Распутать этот тугой узел должна реформа высшей школы, но для этого потребуются годы. И немалые средства, которых сегодня в бюджете нет.

Поэтому вопрос о финансировании из государственного бюджета одной из важных статей расходов на высшее образование — стипендиального фонда — представляется как тест такой реформы. В обществе растет обеспокоенность планами правительства ликвидировать государственные стипендии в системе высшего образования как таковые.

Напомню, что в соответствии с постановлением Кабмина «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты стипендий», которое вступило в силу с 1 января этого года, стипендия в Украине не индексируется, а ее размеры были определены следующие: студенты ПТУ подучают — 275 гривен; студенты училищ, колледжей, техникумов — 550 гривен; студенты институтов, университетов — 730 гривен, повышенная стипендия — 790 гривен.

Но даже эти небольшие, по меркам сегодняшних цен, деньги играют в студенческом сообществе очень важную стабилизирующую и мотивирующую роль. И вычеркнуть их из бюджета — значит спровоцировать серьезные изменения в настроениях и поведении сотен тысяч молодых людей. И речь здесь не столько о возможности появления «стипендиального» майдана, сколько о том, что какая-то часть студентов будет вынуждена либо искать работу во внеучебное время, либо вовсе отказаться от мечты о дипломе. Отмена стипендий повлечет за собой и изменения в работе высшей школы. Не секрет, что стипендия всегда была в вузе одним из самых действенных факторов контроля посещаемости занятий и вообще мотивации студентов со стороны администрации.

В сложившейся ситуации, как мне представляется, следует исходить из того, что студент учится не ради стипендии, а стипендия существует для того, чтобы облегчить процесс учебы. Поэтому необходимо сохранить сам институт стипендии, но изменить источник его финансирования. Если бюджет сегодня не может (а, может быть, и не обязан) обеспечивать стипендиальные потребности всех желающих, то следует найти другие источники финансовых ресурсов.

Компромиссным решением могло бы стать кредитование стипендий для желающих ее получить государственными и коммерческими банками с отсрочкой погашения на 5-10-15 лет. А вот проценты по взятым стипендиальным кредитам могло бы выплачивать Министерство образования и науки. Как минимум, на период обучения студента, и только и при условии соответствующей успеваемости. Таким образом, затраты государственного бюджета можно будет сократить в разы, но сохранить при этом систему как таковую.

Погашение стипендиального кредита или его части может быть серьезным аргументом в будущем процессе привлечения молодых специалистов работодателями. Такая практика широко применяется, например, в Канаде. Молодой специалист, согласившийся на работу в отдаленных районах страны или на должностях, не имеющих высокого социального статуса, может рассчитывать на частичное или полное погашение бюджетом его кредитных обязательств в период обучения.

Нам следует исходить из того, что политика прежнего патернализма себя исчерпала и нужно научиться жить в иной реальности. Со стипендией или без нее, неважно — это пусть каждый решат сам. Важно, чтобы была такая возможность.

Присоединяйтесь также к Днепровской Панораме в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
Читайте также