Высокая цена бесплатного паркинга: почему в Европе и США парковки стали платными

Ольга Серая

Нехватка парковочных мест и огромный поток авто — одна из ключевых проблем современных городов во всем мире. Утром невозможно найти место возле работы, а вечером — возле дома, из-за потраченного на поиск парковки времени срываются важные встречи.

Автомобилисты долго катаются вокруг квартала, пока не освободится место, либо паркуются на тротуарах, блокируют въезды во дворы, оставляют машину во втором ряду и даже на детских площадках. Все это мешает проезду скорых, пожарных и других экстренных служб, создает проблемы местным жителям и другим автомобилистам.

Особенно остро ситуация складывается там, где парковки бесплатные, а городские власти вводят недостаточные меры для соблюдения правил.

Пробки, аварии и время

В Соединенных Штатах и европейских странах давно поняли, что бесплатная либо очень дешевая парковка в городе — одна из ключевых причин таких проблем как пробки, загрязненность воздуха, частые аварии и перерасход энергии. Например, в Германии, по данным статистики, поиск парковки отнимает у водителей более 560 миллионов часов и 1% ВВП у экономики страны.

В США первые оборудованные платные парковки появились еще в 1932 году. Это было необходимо городам для оптимизации места на тротуаре и уменьшения потока автомобилей, замедляющих движение в поисках паркомест.

Высокая цена бесплатного паркинга: почему в Европе и США парковки стали платными

Позже эта тенденция пришла и в Европу. В Париже до 1990-го был период активной автомобильной пропаганды и либеральных правил паркования. Ситуация постепенно менялась, парковки становились платными, а санкции за нарушения правил ужесточались. Уже в 2003-м благодаря пакету успешных мероприятий новой администрации города, количество километража автомобилей снизилось на 13%, а 95% свободных парковочных мест в Париже стали платными.

Городские власти Мюнхена (Германия) в 1993-м начали обращать внимание на управление парковками в качестве способа снизить количество транспорта в центре города, с чем успешно справились, создав оборудованные платные парковки.

В швейцарском Цюрихе в ответ на ограниченную пропускную способность дорог, загрязнение воздуха и шумовую нагрузку платные парковки появились в 1960-м.

Введение платы за парковку в Вене привело к падению километража, проезжаемого автомобилями в поисках свободных мест, с 10 до 3 миллионов. Увеличилось пользование велосипедами, 25% автомобилистов города пересели на альтернативные виды транспорта.

Сейчас парковки преимущественно платные во всех развитых городах Европы: Антверпене, Амстердаме, Лондоне, Мюнхене, Мадриде, Париже, Страсбурге, Цюрихе, Стокгольме, Копенгагене и многих других.

Качество воздуха

Помимо решения проблем большого потока автов центре города, пробок и минимизации ДТП, создание платных парковочных мест сыграло важную роль в улучшении экологической ситуации и качества городского воздуха. Хорошим примером является Амстердам, где плату за парковку ввели после десятилетий противостояния политике популяризации автотранспорта и борьбы с загрязнением воздуха, инициированной ЕС. При этом голландское правительство применило самые жесткие меры обеспечения директив Евросоюза — платные парковки сейчас в Амстердаме повсюду. Результат — снижение уровня движения в центре города на 20%, при этом количество машин, курсирующих в поисках свободных мест, также снизилось на 20%.

Высокая цена бесплатного паркинга: почему в Европе и США парковки стали платными

Сейчас все больше европейских городов используют политику паркования для улучшения качества воздуха, уменьшения пробок, создания более благоприятных для жизни улиц, снижения парникового эффекта путем контроля над уровнем выброса выхлопных газов, обеспечения безопасности. Эффективное управление паркованием признано неотъемлемой частью оживленных и конкурентоспособных городов во всем мире.

Источник проблем

Бесплатные парковки во всем прогрессивном мире уже давно признаны не благом, а злом и источником многих проблем в городах. В 2005 году видный американский эксперт по проблемам градостроительства и инфраструктуры, профессор Калифорнийского университета Дональд Шуп написал книгу «Высокая цена бесплатной парковки» («The High Cost of Free Parking»). В книге он предложил собственную концепцию радикальной перестройки парковочной инфраструктуры, в основе которой был однозначный подход — парковки в городе должны быть платными. Спустя годы реализовать концепцию комплексно взялись власти Сан-Франциско, после систему начал внедрять Бостон, ей заинтересовались и другие города.

Высокая цена бесплатного паркинга: почему в Европе и США парковки стали платными

Перехватывающие паркинги

Современные прогрессивные модели организации парковки в городе не обязательно предусматривают 100% платных парковочных мест. Предусмотрены гибкие варианты, такие, как популярная в передовых мегаполисах мира система «перехватывающих стоянок».

Такой подход сейчас планируется реализовать и в Днепре. Городские власти совместно с урбанистами из сообщества «Urban Dnipro» планируют создать ряд бесплатных «перехватывающих» паркингов, которые находятся в пешей доступности к центру. Это позволит разгрузить центр от машин, а водителям даст возможность спокойно и без нарушений оставить авто чуть дальше от офиса и пройтись пешком.

Передовой опыт городов США и ЕС давно показал, что большое количество бесплатных парковок в городе приносит больше вреда и, в конечном итоге, обходится мегаполисам и его жителям дороже, чем грамотно организованная система платного паркинга. Грамотная организация системы паркования снижает количество нарушений правил дорожного движения и уровень ДТП, повышает безопасность и мобильность горожан, увеличивает пропускную способность дорог, минимизирует вред, наносимый экологии.

Читайте также Новые локации: в Днепре продолжают обустраивать перехватывающие паркинги в центре.

Присоединяйтесь также к Днепровской Панораме в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
Читайте также