Алексей Горбунов: Про днепропетровских врачей можно снимать кино

20 января в Днепропетровск приехал заслуженный артист Украины, актер театра и кино Алексей Горбунов, известный по фильмам "День рождения Буржуя", "Марш Турецкого", "Каменская", "Графиня де Монсоро". Он выступил в ДК "Шинник" вместе с группой "Грусть пилота". В программе - исполнение бардовских песен: Высоцкий, Окуджава, Бернес. В преддверии концерта Алексей Сергеевич ответил на вопросы журналистов.

- Расскажите о своем сегодняшнем выступлении. Почему приехали в Днепропетровск?

- Приехали благодаря нашему другу Ашеру (Ашер Йозеф Черкасский - герой АТО, депутат горсовета от партии "УКРОП" - прим. авт.). В Днепропетровске в прошлом году я был три раза: вместе с Ахтемом Сейтаблаевым на презентации фильма "Хайтарма", на творческом вечере в "Правде-кино" и на презентации книги "Аэропорт" Сергея Лойко. С Ашером мы познакомились, когда представляли "Аэропорт". Презентовали ее не только в Днепропетровске, еще в Харькове и Одессе. В переездах и возникла идея сделать концерт. Спустя несколько месяцев мы с группой "Грусть пилота", наконец, приехали. Надеюсь, все пройдет хорошо. Ведь Днепропетровск - город непростой. И театральный, и киношный.... Еще в 1988 году я здесь снимался на Южмаше с великим Вячеславом Тихоновым. Кино было про советских инженеров.

- Как вы относитесь к запрету российских фильмов в Украине?

- Ко всем запретам отношусь плохо. Считаю, что Министерство культуры должен возглавлять человек, который имеет к культуре хоть какое-то отношение. Об этом говорят все: и киношники, и театралы, и художники. Я все-таки заслуженный артист Украины и тридцать лет снимаюсь в кино, из них - одиннадцать лет проработал на студии им. Довженко. И учился я в Киеве. Повидал разных министров культуры. Министерство культуры должно заниматься не списками и запретами, а тем, чтобы снимать свое кино и делать свой театр, которые дадут возможность реализоваться молодым и талантливым. Война, кстати, открыла много талантов.

- Почему в вашем репертуаре песни Окуждавы и Высоцкого? Чем они вам близки?

- Я вырос на них. В моем поколении все пели Высоцкого и Окуджаву. Мы исполняем много военных песен, например четыре композиции Гарика Сукачева, написанные в 2004 году для сериала "Курсанты". Сегодня эти песни обрели другой смысл, новое звучание. Ведь мы сами увидели, что такое война. Она коснулась всех - и тех, кто был под пулями, и тех, кто в тылу. Мы много выступаем с этой программой и везде хорошо реагируют на военные песни. Кто постарше - подпевает. Аудитория моложе - внимательно слушает.

- Есть ли у вас новые предложения от кинематографистов?

- Сейчас идут съемки шестнадцатисерийного фильма "Одиночка". Это детектив. Я играю честного мента. Думаю, что проект важный. Ведь нельзя же снимать в Украине только "Слугу народа" и "Последний москаль". У нас есть силы на другое. После Майдана появилось много хороших операторов и режиссеров-документалистов. Хочется, чтобы игровое кино также развивалось. Тем более что вокруг столько сюжетов. Про Надю Савченко можно снять кино. Про врачей Днепропетровска из больницы Мечникова - про каждого из них - можно снять фильм. До этого я не снимался почти год. Последний проект - "Гвардия". Должны были делать продолжение, но не хватило денег... Теперь обещают продолжить съемки "Гвардии" в апреле. 

- Довольны ли вы тем, как зрители приняли "Гвардию"?

- Как актер и человек, который давно работает в кино, я вижу все промахи. Но понимаю, что такое снять четыре серии за месяц. Особенно - про войну. Люди, которые связаны с кино, скажут, что это невозможно. Но мы это сделали. Дали на проект копейки... Снимали кино на энтузиазме. Многое для съемок получили бесплатно. Военная часть дала вертолеты, машины, привезли автоматы. Инструкторы, которые обучали стрельбе, приехали со своими наушниками, очками... Так и снимали. В надежде, что будет продолжение - с уже приличным бюджетом. 

Год назад я рвал душу на этом проекте еще и потому, что это надо было солдатам. Это кино для тех людей, которые встретили войну с первых дней. В это время в России сняли пять пропагандистских фильмов, а у нас - ни одного. При этом в Украине транслируют российские пропагандистские каналы. Это было несправедливо. Потому и спешили снять этот фильм для мальчишек 18-20 лет из госпиталей. Они и стали самыми благодарными зрителями. Это про них и для них.

Когда "Гвардия" вышла и мы ездили в Пески, встречались с бойцами, узнали, что в фильме был момент, который всех зацепил. Почти в каждой части есть ребята, которые на Майдане были по разные стороны баррикад. Одни – в милицейской форме, вторые - протестующие. Сейчас они оказались в одном окопе. И до сих пор между ними есть конфликты. Я думал, эта тема закрыта. А она живет...

- Поддерживаете ли отношения с российскими коллегами?

- Я сейчас снимаюсь с российскими коллегами - московскими актрисами. Девочки хорошо играют и рассказывают, как одиноко им ехать в пустом поезде из Москвы. В вагоне по 2-3 человека... У меня есть друзья в России - Михаил Ефремов, Сергей Гармаш. Они сразу же поддерживали Украину. Но уже полтора года я не снимаюсь в России, нахожусь на родине. Хотя лучшие роли сыграл в России, восемь лет проработал в театре Олега Меньшикова. Очень многие люди из России мне помогали. Я им благодарен, и они навсегда останутся в моем сердце, несмотря на то, что происходит между нашими странами. 

- А есть те, с кем пришлось разорвать отношения?

- Я много работал с Валерием Тодоровским. Не могу сказать, что мы разорвали отношения. Они у нас замечательные. Но мы не общались полтора года. Хотя на Одесском кинофестивале я встречал московских режиссеров и продюсеров. Мы нормально общаемся. Нам не мешает говорить о кино политическая ситуация. Мой агент - до сих пор в Питере. Оттуда звонят актеры постоянно. Кстати, они снимались в фильме "Шулер", снятом об Одессе, или как сказали бы одесситы, "за Одессу". Они приезжали в этом году на кинофестиваль. Ходили по городу обалдевшие. Танки по дворам искали. На второй день их попустило – потом не хотели из Одессы улетать. Правда, ходили по городу очень робко. Даже боялись официантам признаваться, что из России. 

- Говорят, лучшая роль - та, что еще не сыграна. О какой роли вы мечтаете?

- Со студенческих лет мечтаю сыграть шекспировского Ричарда Третьего. Но с театром последнее время не складывается. Если выдастся такая возможность, нужно будет все бросить и полгода заниматься только этим. А играть в театре сложнее, чем в кино. В кино с удовольствием сыграл бы историю о любви про мужчину и женщину моих лет. Вижу этот фильм в стилистике французского кино 60-х.

- В новом фильме любовной линии нет?

- Есть, конечно. Играя мента, я все равно пытаюсь найти человека.

- Какую из сыгранных ролей считаете лучшей?

- Картины как дети - все любимые. Пожалуй, это капитан Лиховол в "Курсантах". Знаковая роль - шут Шико в "Графине де Монсоро". Ее режиссер - Владимир Михаийлович Попков. Это мой крестный отец в кино. Он снимал фильм "Груз без маркировки", где я сыграл свою первую роль - таможенника. Но роль Шико - не моя заслуга, а Дюма и режиссера. 

- Вопрос не по теме. Как вы считаете, получит ли Ди Каприо Оскар?

- Фильм "Выживший" не смотрел. О новинках кино и музыки рассказывает старшая дочь. Она этот фильм очень хвалила, как и многие друзья. Надеюсь, что получит. Ведь Ди Каприо - крутой актер, который с возрастом становится только лучше. Как по мне, начиная с "Ромео и Джульетты", у него не было ни одной слабой роли.

- Ваши пожелания Днепропетровску.

- Днепропетровск - замечательный город. Я помню Днепр советского образца. Он мне всегда казался городом нереволюционным. Но когда я приехал в прошлом году, и увидел, что все здесь в флагах, прям обалдел. Днепр стал другим. Он одним из первых показал всей Украине, что нельзя сдаваться. Отсюда пошла волна добровольцев. У людей появилась маленькая надежда, они смогли облегченно вздохнуть. Но никто не ожидал, что все начнется в Днепре, а не, например, в Киеве.

Автор Алёна Дрыга. Фото Сергея Исаева