Автомобильный рынок Украины 2015 - итоги
Автомобили – хороший показатель экономических процессов в стране. Достаточно взглянуть на столичные улицы – кажется, со времен падения курса гривны и экономического кризиса автомобилей стало только больше, да и заторы на городских магистралях не укоротились. Таким образом, и при нынешних ценах на топливо автомобиль остается актуальной темой для украинцев. Сайт UBR в своем материале подобивает итоги украинского авторынка в уходящем году.
Среди ключевых трендов автомобильного рынка 2015 года – активное использование электромобилей, рост производства автомобилей в Украине и "долгожданное" возвращение техосмотров.
Электромобили
Наконец-то сбылись фантастические предсказания – мировой парк электромобилей с каждым годом растет, и уже число эксплуатируемых в мире экологически чистых авто – около миллиона, при этом в Украине их всего лишь тысяча. А за первые восемь месяцев 2015 года был зарегистрирован 231 электромобиль. Все причины использовать электромобиль у украинцев есть – это позволит и сэкономить деньги, и минимизировать вредные выбросы, к тому же электромобили идеально подходят для передвижений по городу. Осталось только заняться популяризацией этого вида транспорта.
Первые положительные подвижки уже есть. В конце ноября Верховная Рада во втором чтении приняла проект закона "О Таможенном тарифе Украины" относительно отмены ввозной пошлины на электромобили. Цель законопроекта – освободить от уплаты ввозной пошлины транспортные средства, оснащенные электродвигателями.
Кроме того, есть возможность производства электромобилей в Украине. Как мы уже писали, компании, готовые начать производство автомобилей в нашей стране уже есть. К тому же, локализация производства позволит снизить цену машин на 5000 долларов и создать дополнительные рабочие места для украинцев.
Запланированный рост производства
Промышленное производство автомобилей в Украине постепенно растет – согласно статистике ассоциации "Укравтопром" по сравнению с ноябрем 2014-го в этом году производство автомашин выросло на 95,5%, а сравнительно с октябрем аналогичного года – на 84,4%. Месячный объем производства автомобилей в ноябре 2015 года достиг 838 штук, что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это обусловлено тем, что на рынок вернулся гигант отечественного автомобилестроения – Запорожский автозавод. Из 838 выпущенных в ноябре машин 677 сошли с его конвейеров.
Техосмотр возвращается
Не успели украинские автомобилисты нарадоваться отмене обязательных техосмотров, как их снова планируют вернуть. 9 декабря правительство одобрило возвращение техосмотров в рамках реализации законопроекта "О приведении законодательства Украины в сфере автомобильного транспорта в соответствии с актами Европейского Союза". Согласно этому документу, в 2019 году вернутся обязательные технические осмотры для легковых автомобилей, с 2015 года уже вернулись техосмотры для грузовиков, с 2017 года – для автобусов, а с 2022 – для мотоциклетной техники.
Кроме того, предлагается установить устройства для ограничения скорости крупной автотехники - грузовые автомобили "замедлили" до 90 км/час (с 2015 года), автобусы "замедлят" до 100 км/час (с 2017 года), а школьные автобусы – до 70 км/час.
Вторичный рынок ждет расцвет
Согласно статистике Autoconsulting, октябрь 2015 года стал лучшим месяцем по продажам в этом году, показав рост в 126%. А за 10 месяцев уходящего года рынок подержанных автомобилей по объемам вырос на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Утверждается, что среднемесячное число сделок с подержанными автомобилями превысило показатель в 50 тысяч легковых автомобилей в месяц.
Есть и другие радостные известия. Верховная Рада собирается разрешить продажу б/у автомобилей через официальных дилеров, то есть массовые закупки подержанных авто салонами. Законопроект №3046 подразумевает принятие ряда изменений в Налоговый кодекс, таких как четкое определение бывших в употреблении транспортных средств, расширение числа субъектов, имеющих возможность покупать и продавать подержанные авто, упрощение процедуры ценообразования автомобилей.
Эти поправки позволят перевести покупку в цивилизованное русло и наполнить казну, ведь нынешний способ продажи подержанных автомобилей физлицами налогами не облагается. Да и создает дополнительные риски для покупателей – проверить честность продавца и функциональность автомобиля невозможно. В итоге покупка недорого подержанного автомобиля выльется в дорогостоящий ремонт, который может сравнять цену б/у автомобиля со стоимостью нового.
Предпочтительные марки
Российско-украинский конфликт имеет свои последствия и в автомобильной сфере. Постепенно снижается популярность автомобилей производства СНГ среди украинских водителей, в то время как спрос на автомобили, произведенные в остальных странах – растет. Согласно статистике, авто марки ВАЗ по-прежнему лидируют на отечественном авторынке, но при этом число повторных продаж их постоянно снижается. А вот среди зарубежных марок подержанных авто растет доля Renault, Volkswagen и Smart.
А вот самым продаваемым автомобилем в сентябре этого года стал "старожил" Запорожского автомобильного завода – ЗАЗ Sens. Доля его продаже на украинском рынке выросла до 4%.
В 2016 году появится дополнительная причина для падения популярности автомобилей российского производства. 3 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле сообщила о том, что с 2016 года будут введены спецпошлины на легковые автомобили производства Российской Федерации. При этом дистрибуторы российских марок утверждают, что пока не будут прекращать поставки в Украину, хотя цены на авто вырастут в соответствии с пошлинами на ввоз.
Как сообщил ЛИГАБизнесИнформ маркетинг-директор АИС Сергей Боровик, 10-15-процентная прибавка к текущей цене не окажет существенное влияние на продажи автомобилей российских марок в Украине, и, в свою очередь, Россия не ощутит экономического влияния от введения Украиной спецпошлин, поскольку в объёме производства российских заводов поставки в Украину имеют небольшую долю.
Рост популярности электромобилей и закономерный спад спроса на российские авто, бум подержанных машин как ответ на экономический кризис, и долгожданный рост автомобильного производства в стране – таким был для авторынка Украины уходящий 2015 год. А от нового года мы ждем "легализацию" продаж б/у машин, новые правила касательно топлива и дальнейшую популяризацию экологически чистых электромобилей. Что из перечисленного случится, а что – так и останется мечтой – узнаем через год.