Безденежье, страх и разруха: как пережили второе лето Большой войны морские курорты Украины

Безденежье, страх, разруха и постоянный прессинг со стороны оккупантов – именно так можно охарактеризовать второе лето полномасштабного вторжения для захваченных городов и сел на берегу Азовского и Черного морей на территории Украины. Если летом 2022 года россияне еще рассказывали сказки о перспективах сезона тем, кто перешел на их сторону или не смог выехать, а больше – для картинки пропагандистских СМИ рф, то в нынешнем году даже на это их фантазии не хватило. Да и зачем, если большинство туристических объектов они нагло украли либо разграбили, а часть превратили в свои базы, госпитали и тюрьмы. А уникальные природоохранные территории используют в качестве полигонов или, еще хуже, охотятся там ради забавы на диких животных.

К сожалению, и побережье Черного моря, находящееся под контролем Украины, тоже почти не увидело отдыхающих. Ведь вопрос безопасности здесь по-прежнему стоит очень остро как из-за заминированного моря, так и по причине постоянной угрозы налета вражеских беспилотников или ракетных ударов. Таким образом, райские уголки природы, где до Большой войны кипела жизнь, превратились в безлюдные, депрессивные населенные пункты, на которые без слез смотреть невозможно.

море1

Азовское море: вместо отдыхающих – военные и раненые оккупанты 

Бердянск – широко известный в Украине и за ее пределами климатический и грязевой курорт государственного значения, где еще два лета назад отдыхали сотни тысяч украинцев за сезон. Сюда на автомобильном транспорте в основном ехали жители близлежащих Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Кировоградской, Полтавской областей. Много были киевлян, а также жителей Западной Украины, которые добирались поездами. Как бы не больно было об этом говорить, но сейчас от города осталась лишь тень. Пляжи заросли сорняками, их никто месяцами не убирает, из-за чего когда-то золотой песок усеян пакетами, битыми бутылками и другим мусором. Из работающих кафе остались единицы. Остальные либо заколочены досками, либо приспособлены оккупантами под свои нужды.

море2

В прошлом году россияне предпринимали попытки реанимировать захваченный аквапарк – один из самых больших в Украине. Но не сложилось. Туристов не было, а сами бердянцы «энтузиазм» захватчиков проигнорировали. Были такие потуги и в 2023 году. И это при дефиците воды, связанной с разрушением плотины Каховской ГЭС, которую россияне подорвали в июне. Кроме того, в городе есть проблемы с электроснабжением, связанные регулярной «бавовной», которую рашистам и их приспешникам в течение всего лета организовывали ВСУ. Наши защитники методично взрывали вражеские штабы с генералами, склады боеприпасов и места дислокации военной техники. Не добавляли оптимизма и российские вертолеты, очень низко летающие над кромкой воды и распугивающие редких горожан, рискнувших провести день на море.

К сожалению, в соседних с Бердянском курортных поселках, которые до оккупации тоже пользовались хорошим спросом среди отдыхающих, ситуация еще хуже. Так, Новопетровка – небольшой населенный пункт на берегу Азовского моря в 15 км от Бердянска, которая была известна как оазис тихого семейного отдыха, превратилась в военную базу армии рф. Здесь сейчас очень много российских военных, а рядом с домами людей стоит техника и средства ПВО врага.

Такая же судьба настигла и прекрасный курортный городок Приморск. Летом 2023 года в оздоровительных учреждениях, расположенных на побережье, обосновался личный состав неприятеля. В многоэтажных домах были расселены сотрудники фсб. В другой части города, недалеко от частного сектора, оккупанты хранят боевую технику. Чтобы местные жители не выходили к морю, оккупанты намеренно устраивали «авиашоу»: запускали с вертолетов над головами людей тепловые ловушки и кружили на сверхнизкой высоте.

море4

Аналогичная ситуация и в курортных поселах, которые расположены недалеко от Приморска. Приморский Посад и соседнюю с ним Новоконстантиновку (Тубал) оккупационные «власти» еще в начале лета закрыли для въезда — там враг обустроил свои военные базы. Для местных оставили открытыми пляжи в селах Строгановка, Степановка Первая и Ботиево.

Кирилловка – только медузы и оккупанты

Кирилловке оккупанты обещали процветание и благодать, а вместо этого всего за два лета превратили процветающий курортный поселок в декорации к фильмам об апокалипсисе. Они «приватизировали» практически все базы отдыха, отели, детские лагеря и санатории, объявив их бесхозными и предварительно разграбив. Видео, которые местные жители постили в сезон в соцсетях, свидетельствуют о том, что главными «отдыхающими» на поросших сорняками и укрытых трупами медуз (жаль, не оккупантов – ред.) пляжах были…бродячие собаки. К сожалению, эта проблема актуальна сейчас для многих оккупированных населенных пунктов, из которых бежали люди. 

море3

Центр Кирилловки как будто вымер – из не менее сотни кафе и магазинов работают единицы. Аквапарк выгорел на солнце и сейчас напоминает декорации к дешевому американскому фильму о вампирах. Особенно достается острову Бирючий – продолжению Федотовой косы в западной части Азовского моря, который является часть Азово-Сивашского национального природного парка. До российского вторжения в 2022 году местные егеря насчитывали на Бирючем 2500 ланей, более 1000 благородных оленей, более 130 туркменских куланов. Охота на них была запрещена. Но уже известно несколько случаев, когда кадыровцы ради забавы расстреливали невинных животных, а тела вывозили КамАЗами.

Курорты Донецкой области

На азовских курортах Донецкой области – Урзуфе, Юрьевке и Белосарайской косе – туристы в 2023 году были. Из числа тех, кто остался в Мариуполе, а также жители Донецка, Горловки, Макеевки и других населенных пунктов так называемых «Л/ДНР», которым прежде была доступна лишь узкая полоска побережья с поселками Седово и Новоазовск.

По видеороликам, которые выкладывали в ютуб тамтешние блогеры, видно, в Урзуфе работали некоторые кафе, магазины, рынок, а на пляжах, по крайней мере, в центре поселка купались и загорали курортники. Гостевые дома, санатории и базы отдыха в основном закрыты или заселены российскими военными, от которых местные жители очень страдают. Так, в августе кадыровцы устроили перестрелку с местной военной комендатурой, в результате которой были убиты 7 урзуфцев, в том числе и дети.

Оккупированное Черное море

К сожалению, под контролем врага уже второй год находятся и некоторые крупные черноморские курорты Украины, в частности, Скадовск, Железный Порт, Лазурное, Приморское и другие. Там на пляжи боятся показываться даже немногочисленные местные жители, которые остаются в оккупации. Во-первых, военные рф буквально на каждом шагу. Они заняли отели, санатории, детские здравницы. А там, где много врагов, там часто бывает «бавовна», как случилось нынешним летом с гостиницей «Позитив», в которой якобы часто ночевал коллаборант Владимир Сальдо. Сам он остался жив, однако получил контузию.

Как прошел курортный сезон на подконтрольной Украине территории

Все побережье Одесской и Николаевской областей, кроме части Кинбурнской косы, находится под контролем Украины. Но, к сожалению, о возобновлении там курортной деятельности тоже говорить не приходится, поскольку по-прежнему очень остро стоит вопрос безопасности. Пляжи, кроме нескольких в Одессе, и то только в августе, по-прежнему официально закрыты для купания из-за опасности подорваться на морских минах. Кроме того, из-за подрыва оккупантами в июне Каховской ГЭС добавилась проблема качества воды. Только чудом Украине удалось избежать эпидемии холеры и других болезней, связанных с этой страшнейшей в истории человечества рукотворной катастрофы и бесчеловечного военного преступления.

море5

Так что, если где курортный сезон и был, пусть и с натяжкой, то в самой Одессе. Несмотря на то, что купание в море в городе было запрещено до 12 августа, в областном центре все лето работали отели, пляжные комплексы с бассейнами, кафе, рестораны, развлекательные заведения, проводились экскурсии. Неоднократно Одесса попадала в скандалы из-за слишком веселого времяпрепровождения части отдыхающих и самих одесситов во время войны.

И это, несмотря на то, что нынешним летом и сама Одесса, и область практически каждую ночь становятся целями атак российских беспилотников и ракет. В Одессе очень пострадал центр города, портовая инфраструктура, разрушен отель-недострой, который находится напротив Потемкинской лестницы. Пусть местные жители и считали его позоров современной городской архитектуры, тем не менее, гостиница была своеобразным символом города. Без фото на ее фоне домой не возвращался ни один турист.

море6

Очень сильно сейчас достается Измаильскому району. В зоне постоянно опасности многострадальная Затока. Пострадала инфраструктура курортного села Приморское и «украинской Венеции» —городка Вилково в дельте Дуная, который, кроме того что сам по себе притягательный туристический объект, является базой для путешествий на уже легендарный остров Змеиный, который россияне после освобождения не оставляют в покое.

море7море8море9

Как видим, ситуация на морских курортах Украины летом-2023 была более чем плачевной. Местные жители остались без своего главного дохода – отдыхающих. Кроме того, ежедневно подвергаются смертельной опасности. Выживают сейчас только благодаря гуманитарной помощи и надеждам, что уже совсем скоро вся Украина станет свободной, и в их благодатные края вернется мир, достаток и спокойствие.