Бюджет-2015 оказался под угрозой срыва

По доходам за первые полгода годовой госбюджет выполнен на 48,7%, а по расходам – на 43,4%, пишет "Сегодня".

В целом доходы госбюджета в первом полугодии этого года выросли на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – до 244,7 млрд грн, тогда как расходы – на 24,4%, до 245,7 млрд грн. Дефицит за этот период снизился в 10,7 раза – до 2,1 млрд грн.

Но по доходам за полгода получено только 48,7% годового плана, а по расходам – 43,4%. И это с учетом того, что в марте и апреле был существенный рост доходов вследствие девальвации гривни.

Бюджеты Украины – как государственный, так и местные, состоят из двух фондов: общего и специального. Первый из них составляет основную часть бюджета (около 95%), его средства предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов. Специальный фонд включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений, т. е. предполагает предметно-целевое использование бюджетных средств.

Дефицит общего фонда государственного бюджета Украины в июне возрос в 2,4 раза по сравнению с маем – до 6,8 млрд грн. В целом же за шесть месяцев этот фонд сведен с дефицитом 0,84 млрд грн, что в 27,1 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Наблюдающийся сейчас месячный рост дефицита в НБУ объясняют следствием постепенного, начиная с апреля, снижением налоговых поступлений в абсолютном выражении и ростом расходов.

Доходы госбюджета в Украине формируются в основном за счет различных налогов и сборов, а также некоторых других источников, в частности, от приватизации госимущества. Но поступления от приватизации за первое полугодие составили всего 116,8 млн грн, т. е. 0,05% доходов бюджета. При этом украинские налогоплательщики за тот же период заплатили в госбюджет 4,1 млрд грн военного сбора.

Доходы госбюджета выросли в июне на 57,3% в годовом измерении (за полугодие – соответственно на 39,1%). В НБУ отмечают, что несмотря на снижение эффекта девальвации на доходную часть, поступления от отдельных налогов в июне выросли, например, от налога на прибыль. Рост неналоговых поступлений ускорился до 27,8% за счет очередного перечисления чсти свое прибыли Нацбанком (25,1 млрд грн за полугодие, из них 5 млрд – в июне) и увеличения собственных поступлений бюджетных учреждений.

Рост расходов госбюджета в июне ускорился до 32,8% в годовом измерении (24,4% – в целом за полугодие). Но при это расходы общего фонда остаются ниже плановых показателей, что отчасти связано с неполными перечислениями межбюджетных трансфертов местным бюджетам на оккупированных территориях.

Расходы госбюджета весьма разнообразны по направлениям и величине. В первом полугодии очень весомая их часть – 42,6 млрд грн была направлена на обслуживание (погашение и выплату процентов) долговых обязательств, из них 14,2 млрд грн обусловлена внешними займами. Минфин потому и оказался в первом полугодии крупнейшим потребителем бюджетных средств, что через него происходит в том числе и обслуживание госдолгов.

Выплате внешнего долга помогает положительное сальдо счета текущих операций (внешней торговли). В июне текущий счет опять стал профицитным в рзмере $361 млн, и все его статьи улучшились в сравнении с майскими показателями. Баланс товаров впервые стал положительным. Затормозился спад экспорта и импорта. Увеличение профицита баланса услуг произошло в основном за счет увеличения экспорта компьютерных услуг (на 36,9% в годовом измерении). Второй месяц подряд наблюдается приток капитала на финансовый счет. Происходит это благодаря прямым иностранным инвестициям (материнские структуры заводят средства для докапитализации своих банков) и конвертации китайских юаней на сумму $417 млн в рамках валютного свопа.

Следствием этих процессов стал рост профицита сведенного платежного баланса до $389 млн, что позволило нарастить международные резервы Украины до $10,3 млрд или 2,2 месяцев финансирования импорта (безопасным для страны уровнем считается 3 месяца).

Финансирование дефицита госбюджета, по данным Нацбанка, осуществлялось за счет накопленных средств на счетах правительства и заимствований. При этом отмечается, что займы внутри страны проводились преимущественно для квазифискальных целей, т.е. они непосредственно не влияют на величину дефицита бюджета. Так ОВГЗ выпускались главным образом для поддержки "Нафтогаза", банков и Фонда гарантирования вкладов физлиц.

Например, премьер-министр Арсений Яценюк говорит о необходимости накопить 25 млрд грн для выплаты энергосубсидий в четвертом квартале. Нет средств для создания в необходимом объеме запасов газа на зиму. Если не будет достигнуто соглашение о реструктуризации внешнего долга, то в сентябре нужно заплатить кредиторам $500 млн и т.д. Новый транш кредита МВФ ($1,7 млрд) скорее всего будет полностью зачислен в резервы, хотя правительство надеется, что хотя бы часть этих денег ему разрешат потратить на оплату долгов. В то же время в парламенте требуют повышения соцстандартов ранее запланированного в госбюджете срока (т. е. ранее 1 декабря).

Состояние же сводного бюджета (государственного вместе с местными) выглядит лучше. В первом полугодии он был профицитным (т.е. доходы превысили расходы). Профицит составил 12,3 млрд грн против 20,8 млрд грн дефицита год назад. Произошло это за счет изменения в этом году порядка распределения доходов между государством и регионами, что позволило существенно улучшить состояние многих местных бюджетов.

Исполнение местных бюджетов

За первое полугодие в общий фонд местных бюджетов поступило 45,5 млрд грн (без учетов трансфертов), что составляет 617% годового объема поступлений, утвержденного местными советами. Это на 37,7% больше, чем было год назад за такой же период (в сопоставимых условиях).

При этот поступления от подоходного налога выросли на 116,2%, они составили 23,6 млрд грн, достигнув 54,3% годового планового показателя. Поступления от платы за землю увеличились в годовом измерении на 125,9%, составили 6,6 млрд грн или 57,4% планового годового показателя. Доходы же от налога на недвижимость вообще превысили годовой плановый показатель: 274,7 млн грн против 226,2 млн грн. Еще 3,2 млрд грн поступили от 5% налога на розничные продажи некоторых подакцизных товаров.

Также местные бюджеты получили 77,7 млрд грн трансфертов, что составило 94,7% предусмотренного за этот период, т.е. правительство придержало пока около 4,3 млрд грн. Говорится, что это сделано потому, что Госказначейство не переводит средства на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей.

Минфин ожидает поступление по итогам года в общий фонд местных бюджетов 91 млрд грн, что на 17,4 млрд грн выше показателей, утвержденных местными органами власти.