Благотворительные ярмарки и молитва в храмах: каким было Рождество в Днепре 100 лет назад

В начале ХХ-го века Рождественский праздник в Екатеринославе по значению намного превосходил Новый год и отмечался с куда большим размахом.

Сто лет назад больше праздновали Рождество, а Новый Год оставляли «на закуску»

В начале XX века в Екатеринославе основным праздником конца года было именно Рождество. Новый Год не являлся главным по значению и самым масштабным праздником, как это сложилось в XX веке. Даже в начале столетия, перед революцией, Новый Год уступал по значению религиозным праздникам – Пасхе и Рождеству Христову.

4_600

Этому имелась еще одна причина: до 1918 г. действовал старый, юлианский календарь. Новый Год не предварял Рождество (как сейчас, 7 января по новому стилю), а следовал за ним. Рождество отмечали 25 декабря. Поэтому основная часть торжеств начиналась именно на Рождество, а праздник Нового Года, так сказать, оставляли на «закуску».

Зеленый оазис из прошлого: как в Днепре выглядел сквер на месте Оперного театра

Оба праздника прекрасно уживались друг с другом. Больше того, сто лет назад существовал целый цикл новогодних торжеств длиной в две недели. Он заканчивался только на Крещение 6 января (19 января по новому стилю).

На Рождество весь город молился в храмах

Праздник Рождества не просто увенчивал собой календарный год. В условиях доминирования религиозного мышления, духовное начало ставилось на первый план. Поэтому праздник Рождества был временем переосмысления прожитого, внутренних размышлений.

Современный праздник Нового Года приобрел чисто развлекательное значение. А сто лет назад жители Екатеринослава сначала истово молились, и уже потом шли чисто развлекательные мероприятия.

5_600

В храмах Екатеринослава все время с 24 декабря по 6 января (Крещение) проводились обязательные молебны. Обязательная рождественская литургия происходила в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Далее сам праздник Нового Года тоже официально начинался с молебнов.

Например, в декабре 1914 г. в газете «Приднепровский край» сообщалось:«В ночь под Новый год во всех приходских городских храмах будут совершены в 12 ч. торжественныя новогодния молебствия. В Кафедральном соборе молебен совершит преосвященнейший епископ Агапит; начало звонов в 11½ ч.


6_600

В самый день Новаго года владыка совершит в соборе литургию, и после оной молебен в сослужении духовенства; облачение желтое».

Еще без воды: как в Днепре выглядело высушенное озеро в парке Глобы

Праздничные богослужения не прекращались в церквях города. Некоторые церкви даже печатали объявления богослужений в местной прессе.

Например, в декабре 1914 г. в газете «Приднепровский край» было помещено «Расписание богослужений в Рождественские праздники в домовой церкви коммерческого училища имени Императора Николая II». Начинались они 24 декабря в 17:30 и заканчивались 6 января, в Крещение, в 10 часов утра.

7_600

Магазины в Рождество «держали» цены и обещали «дичь» и «конфекты»

Магазины Екатеринослава в декабре 1914 года наперебой соревновались, кто предложит самую изысканную праздничную программу товаров. Не было специальных «новогодних» или «рождественских» предложений – эти слова соседствуют в завлекательных объявлениях. Однако больше рекламы было со словом «рождественский».

Например, «рыбно-гастрономические магазины Илья Солодуха» рекламировали «ежедневное получение свежих рыбных, колбасных, молочных и других товаров. Принимаются заказы на полныя праздничныя меню. Продажа живой рыбы из аквариума. Цены крайне доступныя». Другой аналогичный магазин завлекал: «Получены знаменитые тамбовские окорока, семга подледного улова, нежного вкуса. Дичь всевозможная. Живые фазаны. Икра. Капчушки. Навага. У Михаила Иоффе. Проспект».

2_600

Возьмем для примера кондитерские магазины, соревновавшиеся перед клиентами рождественской программой. Элитная кондитерская «Ренессанс», находившаяся на Проспекте «под гостиницей Бристоль» (сейчас на этом месте памятник А. Полю), предлагала «к праздникам Рождества Христова принимаются заказы на: торты, струцеля, мазурики и другия кондитерския изделия». В объявлении был и постскриптум: «P.S. Цены на конфекты и другие товары не повышены».

Другая кондитерская приглашала: «Внимание! К празднику Рождества Христова в кондитерской П.А. Лаверченко заготовлен большой запас конфект, сухарей, печенья, струцеля, кекса, торта и проч. Цены ни на что не повышены, несмотря на изготовление товара из продуктов лучшаго качества под личным наблюдением. П. Лаверченко». А находилась эта кондитерская на углу проспекта и нынешнего Екатеринославского бульвара, напротив Городской Думы (ныне колледж культуры), дом сохранился.

Читайте также Песни «Харе Кришна» и танцы возле ЦУМа: как в Днепре выглядели кришнаиты в 90-е