Будь сознательным - требуй чек
С первого июля плательщиков единого налога третьей группы обязали применять в работе регистраторы расчетных операций (РРО). Поэтому у них в запасе еще немного меньше месяца, чтобы купить кассовый аппарат, зарегистрировать его в органах фискальной службы и ввести в эксплуатацию. Иначе предпринимателей ждут штрафы.
С символических они вырастут в ощутимые. За неподключение РРО до установленной законодательством даты как совершение первого нарушения - 1 гривна. Совершили второй раз - штраф 100% стоимости проданных с нарушениями товаров, в третий раз - штраф в пятикратном размере стоимости. Но есть и другие нюансы.
Реальная статистика против спекуляций
Напомним, к третьей группе единщиков относятся физические и юридические лица с годовым доходом до 20 млн гривен. И их заместитель министра финансов Елена Макеева призывает активнее участвовать в цивилизованной европейской практики применения РРО, а не вестись на спекуляции об отмене закона от 28 12. 2014 №71-VIII. Этот документ предусматривает поэтапное расширение сферы применения РРО. И за единщиками третьей группы с 1 января 2016 года применение РРО при наличных расчетах за товары и услуги станет обязательным, как и для единщиков второй группы (физлица с годовым доходом до 1,5 миллиона гривен). Единщики второй и третьей (физлица-предприниматели) групп, которые работают на рынках или продают товары на передвижных или выездных средствах торговли, а также плательщики единого налога первой группы не обязаны будут использовать РРО. Для них это дело добровольное.
Елена Макеева приводит интересную статистику. На 1 января 2015 в Украине было зарегистрировано 284,2 тысячи физлиц-предпринимателей - единщиков третьей группы. Из них 187,5 тысячи (66%) получают доходы от юрлиц, то есть используют безналичную форму расчетов - через банк, таким РРО не нужен. Нетрудно подсчитать, что он нужен только 96,7 тысячи плательщикам.
«Кстати, 78% всех единщиков третьей группы имеют годовой доход до 1 миллиона гривен - почему тогда они не во второй группе? А потому, что там есть определенные запреты на вид деятельности - посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества, производство и реализация ювелирных изделий. Поэтому у них деньги и упреки, что огромная армия предпринимателей не сможет купить РРО, ложные », - констатирует она.
Равны перед законом
Директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы Неля Привалова акцентирует на том, что подталкивает власть к расширению круга применения кассовых аппаратов при наличных операций. «Значительных объемов приобретает продажу товаров через Интернет за наличные. Но продавцы не декларируют объемов этой продажи и не платят налогов. А РРО обяжут выдавать чек - поэтому требуйте их. РРО сделают невозможным продажу контрафактных и контрабандных товаров. Это и теневая экономика, которой мы хотим избавиться », - говорит она.
Неля Привалова добавляет, что обязательность применения РРО обеспечит равенство всех налогоплательщиков перед законом: показ реального выручки и уплата налогов по продаже поставит различные группы плательщиков в равные конкурентные условия. Ведь у того, кто делится с бюджетом, себестоимость товаров выше, а у того, кто не делится, - меньше, а это предпосылки недобросовестной конкуренции.
«Бизнес, которого это касается, было время, чтобы подготовиться к обязательному использованию РРО. В течение полугода ДФС провела 1,5 тысячи семинаров, «круглых столов», в которых приняли участие более 60 000 налогоплательщиков, где разъясняли новые законодательные нормы по РРО. Информировали плательщиков и в Центрах обслуживания налогоплательщиков, и через Интернет. Но, к сожалению, плательщики в органах ДФС зарегистрировали только 4000 единиц РРО. А к производителям кассовой техники подали заявки только 10 (!) Тысяч плательщиков (с 96,7 тысячи), - констатирует она. - И сейчас ДФС пытается практически помочь плательщикам. На сайте службы (sfs.gov.ua - раздел «Налоговые изменения-2015») размещен перечень производителей кассовой техники с указанием адресов, телефонов, сайтов, памятник будущим пользователям РРО. Есть на сайте и перечень разрешенных РРО. А в памятке подробно расписано, как приобрести кассовый аппарат, зарегистрировать, как с ним работать, что делать, когда аппарат например не работает из-за того, что выключили свет и т.д. ».
К предпринимателям отнеслись с пониманием
Однако, по ее словам, некоторые плательщики продолжают жаловаться на недостаточное количество РРО производителей. «Если случится так, что все плательщики активизируются (чего сейчас не наблюдается), захотят купить кассовые аппараты и заключат соглашения с производителями о приобретении РРО. А производители заявят, что не столько кассовых аппаратов, то тех плательщиков, которые до 1 июля будут иметь на руках соглашение о приобретении аппарата, где четко указываться дата оплаты и поставки, привлекать к ответственности (штрафовать) не будут. Соответствующее поручение получат все терорганам ДФС », - пообещала Неля Привалова. Также она назвала срок регистрации РРО в органах ДФС 3 дня.
«Нет ничего сложного в работе с РРО, - отмечает председатель Комитета по розничной торговле Европейской Бизнес Ассоциации представитель бизнеса Игорь Ланда. - У нас кассирами работают люди, которые имеют неполное высшее, неполное среднее образование. Есть трехчасовой тренинг для кассиров и готовы поделиться своей методологии или разработать совместно с ДФС и Минфином и проводить бесплатные тренинги для бизнеса. Это выгодно нам, бизнеса, который заинтересован в том, чтобы все работали в равных условиях ».
И добавляет, что в настоящее время расчет за товары платежными карточками составляет более 40%. И этот показатель непременно будет расти, а работать с терминалами без РРО невозможно. И для владельцев бизнеса РРО это плюс - контроль за продавцами. Конечно, должен расти культура потребления: все должны принимать чек.
Легальный бизнес за то, чтобы все предприниматели применяли РРО и все платили налоги. Ведь компании, которые мониторят рынки розничной продажи, констатируют, что в Украине, например на рынке бытовой техники и электроники, 30% контролируют три сетевые магазины, 20% - другие предприниматели, которые занимаются белым бизнесом. А 50% рынка - вне уплатой налогов и, по оценкам экспертов, речь идет о 50 млрд гривен ежегодно. Несомненно, налоги с этой суммы и с проданного нелегально на других рынках очень пригодились бы бюджету.