Децентрализация путем централизации: днепропетровский вариант?

В президентском проекте реформы системы управления говорится, что власть должна быть отдана в самый низ, а у нас в Днепропетровске низовые органы власти… упраздняют.

Наибольшее оживление и интерес у депутатов днепропетровского горсовета на последней сессии ожидаемо вызвал проект решения «Об организации управления районами». Напомним, что этот документ предполагает ликвидировать районные советы и их исполнительные органы районной власти. Тема эта обсуждалась уже давно, у депутатов по этому поводу даже прошел специальный информационный час. В процессе обсуждения в первоначальный проект уже были внесены изменения.

Так, в документе уже не предлагается просто отменить все райсоветы, а идет речь об их укрупнении:

1. Оптимизировать структуру управления районами в Днепропетровске путем ликвидации: АНД, Бабушкинского, Жовтневого, Кировского, Самарского, Индустриального, Красногвардейского, Ленинского районных в городе советов после окончания срока полномочий районных в городе советов VI созыва.

2. Не создавать указанные советы после окончания срока их полномочий.

3. Создать Левобережный и Правобережный районы и одноименные районные в городе советы.

Далее идет речь о том, что городской голова своим распоряжением создаст ликвидационные комиссии, рабочую группу по подготовке предложений по отработке организационно-правовых мероприятий по управлению районами, а также рабочую группу по подготовке предложений по созданию Левобережного и Правобережного районов в городе и созданию органов управления ими.

На сессии выступили и противники, и сторонники данного проекта решения. Сначала высказался мэр.

Мы живем по Конституции 2004 года, и согласно с ней за полгода до проведения выборов – возможно, они будут уже в марте 2015 года — надо определиться: быть районным советам или нет,заявил Куличенко. – Появились предложения по проведению административно-территориальной реформы.

Да, районы в городе должны быть, но в связи с тем, что во многих городах расходы на содержание персонала превышают расчетные показатели Минфина, было внесено предложение, что такие районы должны быть с количеством жителей не менее 250 тысяч человек. У нас же на сегодня есть, например, Ленинский район с населением более чем 170 тысяч, а есть Кировский и Самарский с 60 и 70 тысячами населения соответственно. Но вся районная административная инфраструктура у них при этом одинаковая.

Старожилы помнят, что изначально районное деление города было более скромным. Например, на левом берегу был один район — АНД, потом из него выделили Индустриальный, а в начале 70-х годов — Самарский. На правом берегу из части Кировского и Жовтневого районов был создан Бабушкинский.

– То есть искусственно были созданы новые административные единицы, но тогда ведь денег особо не считали, просто приближали органы власти к населению. Сейчас же у нас расходы на содержание этих исполнительных органов превышают расчеты Минфина на 37%! – сообщил Куличенко. – И мы каждый год выделяем от 35 до 45 миллионов гривен сверх расчетов министерства, чтобы содержать районный персонал органов власти.

В других ведомствах и структурах уже начались реорганизация и укрупнение. Например, вместо 8-ми районных управлений санстанции осталось одно городское (правда, перед этим СЭС лишили практически всех полномочий, теперь это не орган контроля, а орган… вообще неизвестно чего), вместо 8-ми управлений статистики – одно городское, сократилось количество районных военкоматов. Кстати, в городе уже давно работают два центра оказания административных услуг – на правом и на левом берегах.

– Знаете, какое решение предлагается по прокуратуре и по милиции? – обратился к депутатам городской голова. — Не будет районной прокуратуры, всеми вопросами обеспечения общественного порядка будет заниматься муниципальная милиция. А что происходит в организации управления районами? Ничего. Вопрос это непростой, но откладывать его надолго у нас нет времени. Мы должны говорить об этом и определяться, каким видим административное управление в Днепропетровске.

Позиция мэра такова: районы и районное управление должны оставаться, но их количество необходимо корректировать в сторону уменьшения. Но такого рода решение может приниматься депутатами горсовета только после широкого и всеобъемлющего обсуждения с общественностью.

– Сегодня мы говорим о децентрализации власти. Вопрос, который мы обсуждаем, серьезный, необходимо создать рабочую группу, организовать нормальное общественное обсуждение, — выступила депутат Пилипенко. — Чтобы не получилось так, что люди вообще не смогут достучаться до власти. Мы уже дореформировались в сфере ЖКХ, теперь жители месяцами ждут ответов на свои вопросы и заявления. Необходимо сейчас создать рабочую группу, чтобы она на следующую сессию отработала проект решения.

— Я согласен, что вопрос надо обсуждать, — ответил Куличенко. – Но времени у нас нет, нам надо подготовиться к новому бюджетному году, успеть сформировать бюджет города по новым параметрам районного деления.

- У нас есть ограничения по времени рассмотрения этого вопроса. Я его, в принципе, поддерживаю, но я прошу исключить п.3, потому что, исходя даже из вашего выступления, было понятно, что, возможно, районов будет не два, а четыре, — выступила депутат Зайцева. — Надо создать рабочую группу и выносить на общегородское обсуждение.

По итогам обсуждения было принято решение о принятии этого проекта решения за основу. Далее в течение месяца вопрос будет обсуждаться с общественностью.

— Сегодня принято решение не о ликвидации. Проект принят за основу, и начато его обсуждение с участием горожан: сколько нам надо районов, какие они должны быть, какие у них будут функции и полномочия. Вопрос надо решать, потому что за это время многое изменилось — часть полномочий государство забрало себе, а другие передало нам. В связи с изменением законодательства надо пересматривать полномочия даже на уровне взаимоотношений между городом и районами, — пояснил после сессии мэр Иван Куличенко.

Источник