Депозитный крах: как распорядиться сбережениями?

Тенденции по оттоку депозитов стали суровой реальностью украинских банков еще в начале последнего экономического кризиса. Часть клиентов предпочла для своих кровных уютное место под матрацем или пустила их в расход (либо на товары длительного пользования, либо на ежедневные расходы от нехватки средств). Несомненно, это стало ударом для банковской системы, которая не смогла заманить вкладчиков, к примеру, высокими процентными ставками. А проблемы с ограничениями по возврату депозитов привели к еще большей панике и недоверию.

Для лучшего понимания ситуации в банковском секторе компания GFK Ukraine в очередном исследовании обратила внимание на «финансовое» поведение украинцев в сложившихся условиях.

Возможности и предпочтения

Даже если рассмотреть ситуацию, где нет психологических и эмоциональных факторов – страха, недоверия к банкам, – украинцы на сегодняшний день в связи с девальвацией, инфляцией и отсутствием индексации зарплат могут позволить себе намного меньше, чем, к примеру, год назад. Откладывать часть доходов таким образом, чтобы не ущемлять себя в привычных вещах, сейчас получается у меньшей части населения, нежели это было до кризиса (пик «возможностей» приходился на начало прошлого года). Это доказывают и цифры, представленные в исследовании GFK Ukraine.

Также, по результатам исследования, становится понятно, то люди стали меньше доверять не только банкам, что доказывает снижение объема депозитов, но и национальной валюте: наличные сбережения в иностранной валюте показывают положительную динамику, в отличие от сбережений в гривне, хотя их суммарный объем практически в четыре раза превышает валютные.

Что касается конкретно депозитов, то их объем как в иностранной, так и в национальной валюте постепенно снижается. Эта тенденция, по данным GFK Ukraine, сохраняется с начала текущего года и, скорее всего, до стабилизации ситуации не изменится, так как со временем люди все более укрепляются во мнении, что сейчас не лучшие условия, чтобы доверить свои деньги банкам.

В то же время украинцы выбирают те варианты вкладов, которые, по их мнению, наименее рискованные. К примеру, за последнее время более приемлемым вариантом становятся депозиты с возможностью снятия средств по требованию, даже с учетом достаточно низких процентных ставок. Долгосрочные же депозиты (когда срок вклада превышает год) очень быстро теряют интерес клиентов.

Выгоды vs потери

Однозначно, в этой ситуации есть как проигравшие – в первую очередь, это банки, и в некотором роде сами же вкладчики, так и относительно победившие. К последним можно отнести представителей торговли – как товарами ежедневного спроса, так и досрочного пользования.

Многие «бывшие вкладчики», понимая нецелесообразность держать обесценивающуюся национальную валюту под матрацем, все же принимают решения приобретать на нее разнообразные товары, покупку которых они либо откладывали, либо даже не задумывались об их необходимости. При этом продавцы идут на уловки, одна из которых – предложение товаров «по старому курсу».

Учитывая все перечисленные тенденции, специалисты компании GFK Ukraine все же советуют не сдавать позиции ни одной из сторон, при этом:

Задача банковских маркетологов: убедить сберегателей в надежности своих банков (после отмены ограничений);

Задача маркетологов durables (товары длительного пользования – ред. ): убедить в выгодности приобретения за счет сбережений (рост цен отставал от роста курса);

Задача маркетологов FMCG (товары ежедневного спроса – ред.): поддержать уровень ежедневного потребления за счет сбережений.

http://svdevelopment.com/