Депутаты собираются отпустить маньяков и серийных убийц

Депутаты хотят изменить наказание за тяжкие преступления. Преступники, осужденные пожизненно, смогут за «хорошее поведение» выходить на свободу раньше, - сообщает "Урядовий кур'єр"

Народные депутаты приняли за основу законопроект, которым одобрили внесение изменений в законодательство, определив условия замены пожизненного лишения свободы более мягким наказанием. Стремясь гуманизировать законодательство, они уверяют, что решают еще одну проблему: сокращают расходы на содержание этой категории осужденных. Юристы же утверждают, что такие послабления - это ошибочный путь, потому что они нарушают права потерпевших.

Шанс на иную жизнь

Высшую меру наказания в виде смертной казни в Украине отменяли трижды: в 1918-м, 1947-го и 2000 годов. До того, как это произошло в третий раз, на выполнение расстрельных приговоров в 1995 и 1997 годах накладывали мораторий (отмена смертной казни стало одним из условий вступления Украины в Совет Европы). 1999 КСУ признал смертную казнь неконституционной, и в новом Уголовном кодексе ее заменили пожизненным заключением. Через год Украина присоединилась к протоколу №13 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающий полную отмену смертной казни, затем Верховная Рада ратифицировала его, и с 1 июля 2003-го он вступил в силу.

С тех пор смертников у нас нет - за убийство двух и более лиц, другие дерзкие, тяжкие и особо тяжкие преступления присуждают пожизненный срок заключения. И количество таких осужденных из года в год растет, утверждают авторы законопроекта. Отмечая, что «для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы еще не созданы надлежащие условия, а в отличие от остальных видов наказания, пожизненное лишение свободы имеет присущую только ему свойство: постоянное увеличение количества осужденных (в среднем 100 человек в год)».

Законопроектом предлагается предоставить возможность применить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания к лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, после фактического его отбывания не менее 15 лет. Комментируя этот документ, его соавтор Ирина Луценко подчеркнула: «Мы не отменяем пожизненного заключения для всех преступников. Мы устанавливаем принцип правильности применения законодательства ».

В Украине, отмечают авторы документа, вопрос гуманизации отдельных норм уголовного законодательства по применению наказания в виде пожизненного лишения свободы вносят постоянно, но не решают их. Авторы законопроекта также отмечают, что в большинстве стран, где наказание в виде пожизненного лишения свободы может быть назначено, механизмы рассмотрения предложения пересмотра приговора после отбывания определенного минимального периода, установленного законом.

Правами потерпевших пожертвуют?

С определением срока, после которого депутаты предлагают отпускать на волю преступников, соглашаются юристы. «Если за этот закон в окончательной его редакции народные депутаты проголосуют, то серийные убийцы, в частности совершившие убийства, сопряженные с изнасилованием или расчленением, другие особо опасные для государства и общества субъекты получат возможность за «примерное поведение» через некоторое время выйти на волю, - объясняет адвокат Александр Готин. - Как представляется, вряд ли такая позиция народных избранников соответствует воле украинского народа и современным интересам общества».

Адвокат считает, что следует согласиться с юристами парламентского Главного научно-экспертного управления, в заключении по законопроекту указали на такую ​​его недостаток, как установление минимального срока - 15 лет отбытого наказания для осужденных на пожизненное. «И это несмотря на то, что согласно положениям части третьей статьи 81 УК, условно-досрочное освобождение от наказания осужденных к лишению свободы на 15 лет суд может применить после фактического отбытия ими не менее 3/4 срока назначенного судом наказания за умышленное особо тяжкое преступление.

При таком подходе теряется смысл применения пожизненного лишения свободы, фактически превращается в наказание, от которого осужденного могут освободить через 15 лет », - говорит юрист.

В действующем Уголовном кодексе прописано, что пожизненное лишение свободы назначают за наиболее опасные преступления: посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, если такие действия привели к гибели людей или другие тяжкие последствия; убийство государственного или общественного деятеля; убийство представителя иностранного государства или другого лица, имеет международную защиту; умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, в частности убийство двух или более лиц; малолетнего ребенка или женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности; заложника или похищенного человека; совершенное с особой жестокостью; сопряженное с з∂валтуванням или насильственным удовлетворением половой страсти неестественным способом; совершенное по заказу; террористический акт, приведший к гибели человека; убийство работника правоохранительного органа, судьи, народного заседателя, присяжного, защитника или их близких родственников; убийство военного начальника или иного лица, исполняющего обязанности по военной службе; применение оружия массового уничтожения, если такое деяние повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия; геноцид.

«Удивляет стремление Верховной Рады облегчить жизнь людям, которые нанесли опасной вреда обществу и одновременно игнорирование народными депутатами необходимости защиты прав и интересов потерпевших от преступлений. Непонятно, почему на первом месте стоит гуманизм к преступникам, а сломанные судьбы, личные, семейные трагедии как результат преступников - на последнем, - отмечает адвокат. - Очевидно, гуманизм не должен затмевать справедливость. А уголовный закон в первую очередь должен стоять на страже интересов потерпевших, общества ».

Юристы-практики рассказывают, что когда речь идет о применении такой льготы, как условно-досрочное освобождение, суды принимают во внимание два основных момента. Прежде всего это термин, который человек уже отбыла (1/3, 2/3 и 3/4 в зависимости от тяжести совершенного преступления), а также его поведение, то есть выясняют, стал осужденный на путь исправления. При этом в определенной степени «становление на путь исправления» определяется банальным соотношением количества поощрений (их должно быть больше) и взысканий. А при применении так называемых поощрений нельзя отрицать и коррупционной составляющей в действиях администраций колоний, которую сложно разоблачить, поскольку в этом заинтересованы и осужден, и руководство колонии.

Поэтому убеждают, что законодательное послабление может со временем превратиться в новую коррупционную схему, и тогда уже выходом на свободу начнут торговать на потоке.