Детская железная дорога в Днепре отметила свой день рождения (Фото)
6 июля – День рождения детской железной дороги в Днепре. Уже 84 года она радует детей и взрослых.
Об этом сообщают корреспонденты Днепровской Панорамы со ссылкой на Городской портал.
Открытая в 1936 году, малая железная дорога стала важным памятником той эпохи, когда железнодорожники были одной из самых уважаемых и востребованных профессий. Первая в Украине и вторая в Советском Союзе, детская железная дорога всегда пользовалась большой популярностью. До сих пор это тренировочная база для будущих транспортников и прекрасный парковый аттракцион.
О том, как непросто возникла детская железная дорога в городе на Днепре, какие этапы развития она прошла, поведал кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.
Начало большого пути
«Тридцатые годы прошлого века были временем нового интенсивного витка индустриализации и транспортного строительства", - рассказывает Максим Кавун.
Детские железные дороги вовсе не были в основном парковым аттракционом, как многие полагают. На первом месте стояла задача вовлечения детей и юношества в процесс подготовки специалистов для железнодорожной сферы.
В декабре 1935 года комсомольцы Днепропетровского паровозоремонтного завода (ДПРЗ) и пионеры подшефной школы № 54 предложили построить в Днепропетровске детскую железную дорогу.
Несколько слов о первых сотрудниках дороги 1936 года, которыми являлись дети. К работе на дороге допускали только тех, кто учился на «хорошо» и «отлично».
Первый машинист первого поезда – Оля Федоренко. Одним из первых машинистов был Шура Трахтенруд. Через несколько лет война круто изменила судьбы вчерашних детей. Шура с третьего курса института был призван в артиллерийское училище, закончил его и погиб офицером-артиллеристом.
Дальнейшая судьба
Во время войны архитектурно-инженерный комплекс детской железной дороги был практически полностью разрушен. Имеется информация, что немцы демонтировали оборудование железной дороги и подготовили к вывозу в Германию, но не успели.
Уже через год после освобождения Днепропетровска железная дорога была полностью восстановлена. Движение по ней было вновь открыто 29 октября 1944 г. Полностью дорога начала функционировать с 1947 г. и с тех пор никогда уже не прекращала работу.
Второй расцвет детской железной дороги пришелся на шестидесятые–восьмидесятые годы прошлого века.
Дорога была очень популярна, и также, как и до войны, обязательно включалась в экскурсионные туры многих молодежных делегаций, особенно транспортников.
Здесь были свое депо, механические мастерские, учебные классы. Дорогу использовали для отдыха детей, но в первую очередь как наглядную рекламу профессии железнодорожника.
Железная дорога в кино
В 1981 году детская железная дорога была показана в фильме "Родня", где можно видеть десятки знаковых объектов тогдашнего Днепропетровска. В сцене, где главная героиня гуляет со своим знакомым в парке, представлен парк Чкалова и момент движения одного из поездов.
Дорога сегодня
Сегодня, спустя 84 года, детская железная дорога все также ждет маленьких пассажиров и их родителей в выходные и на праздники с апреля до ноября. В дни работы дороги здесь можно не только прокатиться в кажущихся игрушечными вагончиках, но и полюбоваться на замечательный макет дороги в масштабе 1:72.
Читайте также: Профессор точно не лопух: как выглядели ВУЗы Днепра во времена наших родителей и бабушек (Фото)