Дьявольский дом Днепропетровска

Дом по ул. Дзержинского, 13 (какое совпадение, неправда ли?) известен как Дом Ивановского или «Дьявольский дом».

«Дьявольский дом», как его прозвали в обиходе, был выстроен в 1890-х годах неизвестным архитектором как доходный дом, в стиле эклектики. На этом официальные сведения о нем заканчиваются.

Согласно одной из легенд, дом выстроил Екатеринославский банкир Александр Ивановский в память о своей загубленной любви. Его инициалы – А.И., крестообразно наложенные один на другой и окруженные геральдическими символами, можно увидеть на центральном медальоне.

Согласно преданию, однажды банкир безнадежно влюбился в некую заезжую красавицу. Жена, узнав о бурном романе, отравилась. А юная красотка, выманив у банкира деньги, упорхнула. В образах печальных валькирий с плотно закрытыми (мертвыми) глазами над окнами третьего этажа брошенный любовник запечатлел свою жену, а в одинокой улыбающейся валькирии второго этажа – пленившую его роковую красотку. Поговаривали, что аферисткой была сама Сонька Золотая Ручка. Чтобы ее добиться, банкир якобы заключил сделку с сатиром, установленным наверху. После чего сошел с ума.

Согласно другой легенде, под домом, который банкир строил для тайных собраний членов ложи вольных каменщиков, будто бы вырыт огромный подвал, в котором банкир оборудовал усыпальницу для себя и своей жены, а ходы от него тянутся Бог весть куда.

Еще одно предание гласит, что дом был выстроен массонами и оборудован подземельями для их тайных сборищ. В пользу этого свидетельствуют «медальоны», окруженные по бокам химерическими существами, на которых явственно видно изображение молотка и циркуля – символа «вольных каменщиков». А также овальное отверстие – проем – под исчезнувшим сатиром. Смысл «овала» согласно оккультной символике – это мироздание, то есть «мира в здании», что подтверждают ангелы-вестники света и добра над проемами (те самые печальные валькирии).

А вот по версии еще одной легенды во время рытья котлована дома строители нашли старинный сундук. Находку передали банкиру. Открыв ящик, он увидел, что тот до краев заполнен золотыми монетами, но весьма странного вида. На одной их стороне был отчеканен крылатый серафим, а на другой – дьявол. Находку прозвали "дьявольским кладом", и в память о том банкир велел украсить крышу дома фигурой сатира. Но на этом история не закончилась. Решив продать свалившийся с неба (а точнее, вырытый из-под земли) клад, банкир отправился к знакомому антиквару. Но тот, рассмотрев монеты, от покупки отказался, посоветовав как можно скорее зарыть клад обратно. Дескать, подземные сокровища, которые, согласно легендам, сторожат демоны, никому еще не приносили счастья. А от этого клада просто несет бедой, причем не только личной.

Банкир был человеком прагматичным и совета старого антиквара, естественно, не послушался. Он попросил помочь ему продать клад по частям, чтобы увеличить его стоимость. Когда половина была продана, семейный очаг банкира дал трещину: соблазнившись заезжей красоткой, он лишился немалой части своего состояния, а любимая жена, не простив измены, отравилась. Антиквар вновь попытался уговорить друга отказаться от продажи странных монет: именно они, по его убеждению, привели в дом банкира своеобразного суккуба. Но почти разоренный заезжей авантюристкой делец отныне только и мог поправить свои дела с помощью оставшейся части клада.

Между тем о заколдованных монетах уже поползли слухи, и найти покупателей становилось все сложнее. Последнюю пригоршню монет банкир продал спустя много лет. 27 июля 1914 года состоялась финальная сделка. На следующий день разразилась Первая мировая война, в которой вскоре погиб его старший сын. А грянувшая следом революция лишила банкира и состояния, и родины. Накануне своей смерти в эмиграции, в богадельне для душевнобольных, он завещал оставшимся в советской России потомкам ради спасения рода отыскать и вновь вернуть проклятые монеты на место. Благо, сохранился список всех покупателей зловещего клада.

На поиски владельцев "дьявольских денег" ушло почти полвека, принесших потомкам банкира череду несчастий. Самоубийства, гибель в дорожных катастрофах, убийства мучили их на протяжении всего времени. Наконец последний потомок некогда многочисленного рода сумел вернуть последнюю монету. Случилось это 8 мая 1945 года. На следующий день закончилась Вторая мировая война.

Куда он дел собранный клад, неизвестно. Возможно, зарыл в окрестностях того же дома №13, под бдительным оком грозного сатира.

Кстати, именно из-за этой символики выстроенный в XIX веке дом в советское время так и не был внесен в список памятников архитектуры и истории.

Трехэтажный дом под номером 13, расположенный по улице Дзержинского (бывшая Новодворянская), стал источником целого ряда городских легенд. Сам его вид достоин удивления: верх фасада, как на соборе Нотр-Дам, венчал конек с фигурой ("маскароном" на языке архитекторов) рогатого сатира, презрительно взирающего на прохожих, а окна третьего этажа охраняют шесть каменных валькирий, между которыми расположены шесть «медальонов».

Слово «венчал» не зря употреблено в прошедшем времени. Дело в том, что зимой сатир с крыши бесследно исчез. Куда именно, не может сказать никто. На его месте осталась ровная кладка, словно некто, взлетев над коньком, аккуратно сбил фигуру, унеся ее неведомо куда.

Голова сатира обладала одним небольшим секретом, укрывшимся от глаз чиновников. Чтобы она не отвалилась, ее крепила к коньку крыши металлическая цепь, которую можно было рассмотреть, лишь поднявшись на уровень второго этажа противоположного здания – общежития таможенной академии, откуда я в свое время фотографировала здание. И если ту цепь убрать, то вполне возможно, что голова могла под собственной тяжестью сама отвалиться, разбившись на куски. Но вопрос – кто и зачем убрал ржавую цепь?

Есть версия, что всему виной стал расположенный по соседству Дом счастья. Кто-то пустил слух, что причиной неудачи некоторых браков является… каменный дьявол, который своим сглазом портит отношения молодых. И вот некий ревнивец после испытанного им разочарования ночью пригнал машину с краном (возможно, сам работал аварийщиком) и сбил этот демонический знак.