Дюжина украинских изобретений без которых невозможно представить современный мир

Нобелевский комитет объявил первых лауреатов. И хотя на этот раз украинцам Нобелевская премия не светит, но в свое время наши соотечественники сделали немало открытий чудных. Топ 10 из них скурпулёзно собрал журнал "Фокус". 

Рамочный улей

Простейшая конструкция наводит на мысль о том, что никакого изобретения тут вовсе нет, но было время, когда пчёлами приходилось жертвовать, чтобы забрать из ульев мёд. Уроженец Киевской области Пётр Прокопович в 1814 году первым додумался создать разборной улей — гуманный и эффективный.

Рентген

Уроженец Тернополя Иван Пулюй и так вошёл бы в историю как великий украинец, поскольку в 1903 году стал автором первого перевода на украинский язык Ветхого и Нового Завета. Однако наибольшую известность ему принесло бы изобретение аппарата, "способного видеть насквозь". Ведь именно Пулюй впервые сделал снимок сломанной руки. Но с первой научной статьёй на эту тему Пулюй опоздал: она вышла в феврале 1896-го, на три месяца позже статьи Вильгельма Рентгена. Поэтому сегодня мы ходим в поликлинику делать рентгенограмму, а не "пулюйграмму".

Керосиновая лампа

До тех пор пока Томас Эдисон не изобрёл лампочку накаливания, главным источником света в домах простых обывателей Европы и Америки были керосиновые лампы, изобретённые двумя львовскими фармацевтами — Яном Зегом и Игнатием Лукасевичем. Они придумали её для освещения витрины своей лавки. А широкую известность изобретение получило после того, как благодаря керосиновой лампе во львовском госпитале была сделана первая неотложная ночная хирургическая операция.

Электротрамвай

Полтавчанина Фёдора Пироцкого прославили питерские "трамваи-конки", которые он в 1880-х перевёл на электричество. Жаль только, что в Европу новшество отправилось под авторством побывавших в Санкт-Петербурге проездом немецких братьев фон Сименс, позже основавших знаменитый Siemens.

Вертолёт 

Игорь Сикорский прославился ещё на родине, когда в 1914 году спроектированный им гигантский для своего времени самолёт "Илья Муромец" совершил перелёт из Киева в Санкт-Петербург. Но окончательно вписать своё имя в историю авиации киевлянину помог сенат США, выделивший в конце 1930-х инженеру-эмигранту $3 млн на постройку вертолёта в ответ на аналогичные проекты в нацистской Германии.

Космический корабль

Выпускник Киевского политеха Сергей Королёв спроектировал свой первый самолёт ещё в 17-летнем возрасте. Но подлинного размаха "отец космоса" достиг десятилетия спустя, создав первую межконтинентальную баллистическую ракету, выведя на орбиту первый искусственный спутник Земли, а затем и первого человека.

Электросварка 

Если бы в мире вручались "технологические Оскары", то в 1943 году вожделенную статуэтку получил бы украинец Евгений Патон — изобретатель электросварки. Да, да, тот самый, в честь которого назван один из киевских мостов. Именно технологии Патона позволили СССР в годы войны наладить серийное производство "оружия победы" — знаменитого танка Т-34. А сейчас без сварки невозможно представить себе ни одну отрасль.

Компакт-диск

Philips и Sony — это, конечно, хорошо. Но первый компакт-диск в истории всё же имел киевскую прописку. В 1977 году проект оптического диска в качестве носителя информации был предложен сотрудником Киевского института кибернетики Вячесловом Петровым. Он же обосновал принципы работы считывающего устройства. Но в СССР идея была принята весьма прохладно.

Volkov Commander

Детище украинского программиста Всеволода Волкова по сути представляло собой клон знаменитого Norton Commander, без которого пользователи первых настольных компьютеров могли бы и не дожить до эпохи Windows. Однако программа была настолько совершенной для своего времени (умела переносить каталоги без копирования, имела встроенные редактор и просмотрщик, работала быстрее, чем Norton), что на просторах СНГ стала популярнее своего прародителя.

Ан-225 "Мрия"

Этот легендарный самолёт создавался в Киевском опытно-конструкторском бюро им. Антонова как часть транспортной системы многоразового космического корабля "Буран" — его предназначением была перевозка компонентов ракеты-носителя и самого "Бурана" от места производства к месту старта. Это самый тяжёлый грузовой самолёт, когда-либо поднимавшийся в воздух: Ан-225 принадлежит более 110 мировых рекордов, включая перевозку 253 т груза за один перелёт.