Днепропетровский врач - волшебник

Так называют заведующего отделением челюстно-лицевой хирургии больницы им. Мечникова Анатолия Семеновича Комка

Отделение на 60 коек в год принимает и возвращает к нормальной жизни более полутора тысячи пациентов.

Основной контингент – больные с воспалительными процессами. Только здесь проводят радикальные операции по удалению злокачественных новообразований в челюстно-лицевой области. Более 30 лет успешно проводятся пластические, восстановительные и реконструктивные операции при врожденной и приобретенной патологии.

Сегодня челюстно-лицевая хирургия больницы принимает на себя и самых тяжелых бойцов из зоны АТО, лица которых приходится буквально собирать по кусочкам.

Учитывая опыт и профессионализм заслуженного врача Украины Анатолия Комка, ни у кого не остается сомнений: именно в этом отделении способны исправить самые тяжелые увечья.

 

Спасенные судьбы детей

В 2006 году именно это отделение благодаря американскому благотворительному фонду первым в Украине начало операции по устранению врожденных дефектов «заячья губа» и «волчья пасть» у детей.

- Операции совместно с американскими коллегами, которые обеспечивали нас всем необходимым, проводились с 2006 по 2013 год, — говорит Анатолий Комок. – Сегодня, шутка ли, одна хирургическая ниточка стоит 100 гривен. Есть расхожее выражение: врачи у нас хорошие, да вот беда — аппаратуры нет. Это не про нас, благодаря американской стороне у нас было все необходимое, и мы активно помогали детям.

Всего было прооперировано 98 детей из нашей и смежных областей. Слава о чудесах, которые творят врачи, разнеслась по стране, за семь лет работы было проведено порядка 500 консультаций.

- Американская помощь была рассчитана на брошенных детей, находящихся в детских домах и интернатах, — говорит Комок. – Они привезли с собой психологов, которые учили нас, как нужно разговаривать с будущими родителями, которые ждут рождения ребенка с такими дефектами, как уговаривать их не бросать ребенка. Тем более вперед пошла и диагностическая активность, к нам обращаются уже и на этапе беременности. Мы готовим родителей, объясняем, что от дефектов останется лишь маленький шрам.

Таким образом были спасены сотни судеб детей и семей. Смотришь фотографии малышей до хирургического вмешательства и после — невольно охаешь: хирурги воистину творят волшебство.

- Я всех их помню, — говорит Анатолий Комок, листая фотоальбом. — В год мы оперируем около 50 таких детей. Вы встретите их на улице и не догадаетесь о былых патологиях. И мы действительно таким образом решаем проблему потенциально брошенных детей. Жаль, но в 2013 году наши американские коллеги сообщили, что из-за отсутствия финансирования они к нам больше не смогут приехать. Думаю, дело не в недостатке денег, а в военной ситуации. Но мы справляемся. Операции для детей по-прежнему делаем бесплатно, тратя на них, по сути, все финансирование, которое нам выделяют. Да, взрослым приходится часто покупать медикаменты самостоятельно. Но никто не имеет к нам претензий. Все понимают, какое сложное сегодня положение с финансированием, что брать деньги на лекарства для наших маленьких пациентов мы не можем себе позволить и что весь бюджет уходит на малышей.

На полках в рабочем кабинете врача стоит множество фотоальбомов. Эти фотографии – лучшая иллюстрация того, что могут настоящие врачи.

- Вот ушки детям тоже исправляем. А вот раковые разрастания. Удаляем, сшиваем, — рассказывает историю каждой фотографии Анатолий Семенович. – А вот девочка — на телевидении теперь в Киеве работает. Челюсть ей исправляли, теперь она не комплексует из-за внешнего вида.

Следом идет страшный фотоальбом с фотографиями спасенных от уродств наркозависимых пациентов.

- Они принимали препарат первитин. В итоге развивается склероз, отгнивает нижняя челюсть, которую приходится удалять. Это только за один год к нам столько таких поступило, — демонстрирует толстый фотоальбом врач. – Раньше около 70 человек в год, сегодня – до 20.

 

Народная медицина

В силу финансового кризиса и военных действий украинская медицина в полном смысле этого слова стала народной – она спасает людей за счет благотворительной помощи народа. В больнице им. Мечникова есть благотворительный фонд, его возглавляет Анатолий Семенович.

- С мая по нынешний день к нам на официальный счет поступило порядка миллиона гривен. Параллельно деньги собирают волонтеры при штабе, организованном в приемном покое больницы, — говорит Анатолий Комок. – Да, предпочтительнее было бы, чтобы благотворительные деньги поступали в больницу официально. На втором этаже хирургического корпуса расположена касса фонда, где каждый взнос оформляется чеком. Это является гарантией того, что сданные горожанами деньги будут использованы только по назначению. Но каждый волен распоряжаться своими деньгами так, как ему угодно. А фонд регулярно публикует отчеты о движении средств, ведет строгий учет и тратит каждую копейку рационально. Приходят запросы от отделений, мы собираемся, коллективно и профессионально обсуждаем, решаем, можно ли купить тот или иной медикаментозный препарат, допустим, за меньшую стоимость.

Не всем такие порядки нравятся. Недавно деятельность фонда попала под прицел работающих при облсовете «общественников».

- У нас была проверка фининспекции, никаких нарушений выявлено не было. Мы очень скрупулезно относимся к этим деньгам, и даже зарплаты на содержание самого фонда, которые законом определены на уровне 20%, мы свели к минимальным 8-9%, — говорит Анатолий Комок. – И если уж у кого-то возникли сомнения, то настоящая их причина заключается вовсе не в том, что фонд нерационально тратит деньги.

С мая в отделении челюстно-лицевой хирургии прошли лечение 36 раненых бойцов. А везут сюда самых тяжелых, кого невозможно прооперировать в других больницах.

- В мирное время нам никогда не приходилось сталкиваться с такими тяжелыми и нестандартными хирургическими задачами. С мая мы поняли, что такое настоящая челюстно-лицевая хирургия в части травматологии. Для примера: один осколок может раздробить верхнюю и нижнюю челюсти на 20-30 кусочков каждую, — говорит Комок. – Но у нас мощный стационар, и, сотрудничая с американскими хирургами, мы получили от них много расходного материала, в том числе и для травматологических операций. Это титановые пластины и шурупы различных конфигураций. В мирное время они лежали, а сегодня очень пригодились.

В мае, когда стали поступать раненые из зоны АТО, в больнице им. Мечникова приказом главного врача был организован штаб, в который вошли самые опытные медики различных направлений, а также волонтеры и функционеры по работе с населением.

- Функции штаба состоят в том, чтобы сортировать поступивших раненых по отделениям и оказывать немедленную помощь. Как только из аэропорта выезжает машина с ранеными, а привозили их, бывало, и по 8, и по 10 человек, все специалисты во главе с главврачом тут же являются в штаб, — рассказывает Анатолий Комок. – Сотрудники больницы работают без отдыха и по 14, и по 16 часов.

Треть больных находились в крайне тяжелом состоянии. Были произведены чрезвычайно тяжелые операции.

- Привезли раненого, которому в одном из областных центров не смогли удалить осколок, находившийся у основания черепа. Мы оперировали его полтора часа, спасли, — говорит Анатолий Комок.

А после извиняется, что не может продолжить разговор. Вызвали в штаб. Прибыла новая группа раненых…

Источник