Фотохудожница Наталья Компанцева показала днепрянам "Скромное обаяние Парижа"
В Доме искусств открылась персональная выставка известного киевского фотографа, члена Национальных союзов кинематографистов и фотохудожников Украины Натальи Владимировны Компанцевой «Скромное обаяние Парижа»
У профессионала есть уникальный дар замечать то, что способен заметить не каждый обычный турист. В 60 черно-белых изображениях запечатлены эмоции разных людей, особая атмосфера города, улиц и парков, обаяние архитектуры, музеев и дворцов. Снимки фотохудожница сделала во время своего пребывания во Франции в 2009 году.
Наталья Компанцева как оператор сняла уже более ста документальных и три художественных фильма. В день открытия экспозиции мы пообщались с автором замечательных работ.
Наталья Владимировна, где Вам прежде приходилось работать и с чего началось Ваше увлечение фотографией?
После школы я два года училась в университете на биологическом факультете. Окончила Киевский медицинский институт. Пять лет работала врачом «скорой помощи». Затем – анестезиологом-реаниматологом в железнодорожной больнице. В один прекрасный день поняла: медицина – это не мое. Некоторое время профессионально занималась волейболом, играла за Сборную Украины. Однажды серьезно увлеклась фотографией. В 32 года поступила в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. Училась на оператора. Там были такие предметы как фотография, светотехника, кино- и телетехника. Институт закончила с отличием и сразу начала работать на студии «Киевнаучфильм». Вначале ассистентом, а затем – оператором.
Расскажите о своих первых работах.
Моя дипломная работа называлась «Оставить им надежду». Это фильм о животных, которые живут на улицах города зимой. Несмотря на то, что он был снят обычной студенткой, его много раз показывали по телевизору. В 1975-1977 годах мы с однокурсниками снимали новые фильмы, которые затем отправляли на популярные конкурсы киноискусства. В кино я работала с одним из лучших украинских режиссеров – Владимиром Ильичом Хмельницким. Наши с ним работы, снятые за 12 лет, участвовали во всеукраинских и международных фестивалях. Среди них – восемь полнометражных фильмов. Также были два игровых фильма – «На привязи взлетной полосы». Одна из первых работ, за которую мы получили золотую медаль на международном фестивале 1979 года, называлась «Здравствуй, море». А в 1985 году я получила приз за лучшую операторскую работу на республиканском фестивале в Мариуполе.
Чему была посвящена Ваша первая фотовыставка?
Она называлась «Мои Карпаты. Горы и люди. Будни и праздники». Я один год училась в Ужгороде. В студенческие годы увлекалась туризмом, особенно водным. Путешествовала по Карпатам и хорошо знала быт гуцулов. Местные жители – открытые, добрые и отзывчивые люди. Решила посвятить первую экспозицию именно им. Следующая серия работ называлась «Путешествие в затерянный мир, в глубину веков». Таковым был результат пресс-тура в места обитания диких племен Эфиопии. Затем последовали выставки натюрмортов и портретов известных личностей…
Какой Ваш любимый жанр?
Мне нравится снимать людей. Передавать с помощью фотографий их характеры. Чтобы за каждым снимком стояла человеческая история.
Расскажите немного о своей поездке в Париж. И как появилась идея создания выставки?
Во Францию я приезжала на восемь дней в 2009 году. Хотелось увидеть не тот традиционный Париж, каким его привыкли видеть туристы. Триумфальную арку, Лувр, оперные театры и прочие красоты города по картинкам знают все. Меня же заинтересовал город улиц и простых людей. Я вставала рано утром, брала с собой камеру и отправлялась гулять. Ездила на метро. Хотелось поймать особую атмосферу Парижа… Среди работ на выставке есть французский таксист в шляпе. Это первая фотография, сделанная мной по прибытию в город. В аэропорту меня не встретил трансферный автобус, пришлось добираться своим ходом. Вызвала такси. Кстати, когда водитель узнал, что я и мои коллеги – украинцы, согласился подвезти нас вдвое дешевле.
Почему все снимки черно-белые?
Все знаменитые французские фотографы прошлого века делали только черно-белые фото улиц. Такой стиль наилучшим образом передает характер города. Сейчас, между прочим, есть похожий современный жанр – стрит-фото. Увидев эти работы, все мои знакомые удивлялись: они привыкли видеть Париж именно цветным.
Что наиболее впечатлило во время пребывания в Париже?
Наверное, парижское метро. Это целый подземный город. Много снимков сделала именно там. Это и пассажиры, и уличные музыканты, и бездомные. Французское метро отличается от нашего тем, что если водитель видит бегущего опоздавшего пассажира, то обязательно подождет его... Еще поразил Нотр-Дам. Обычно его снимают днем. Мы же попали туда вечером. Собор был переполнен. В какой-то момент я поняла, что служба шла на украинском языке. Подойдя поближе, увидела православного священника. Поинтересовалась у прихожан, почему так. Те ответили: «Сегодня же День памяти жертв Голодомора». После посещения Нотр-Дама мы с друзьями пошли в кафе. Вдруг коллега толкнула меня и крикнула: «Наталья, смотри, какой кадр!» Я обернулась и увидела бегущего мужчину, в одном нижнем белье и с капельницей в руке. Видимо, пациент, сбежавший из больницы. К сожалению, пока настраивала фотоаппарат, незнакомец успел скрыться… Бывала я на блошином рынке для французов, где пожилые люди часто торгуют старыми вещами. Однажды местный житель принес большой патефон. Поставил пластинку с танго… и неожиданно обратился ко мне: «Мадам, хотите потанцевать?». Я с радостью согласилась. К сожалению, никого из коллег не было рядом. А то попросила бы запечатлеть такой необычный кадр.
Говорят, Вы объездили полмира, некоторое время учились в Польше. В каких еще странах бывали?
Да, я лягушка-путешественница еще та (улыбается). Как кинооператор объездила весь СССР. Также бывала в Африке, Эфиопии, Словакии, Чехии, Венгрии, Турции. В некоторых странах у меня были небольшие выставки. Бывала и на Северном Полюсе, жила на льдине… Ну и, конечно же, Франции. Увидев Париж, не нужно умирать. Ведь туда хочется возвращаться снова и снова.
Текст и фото Марианна Стец