Города в ожидании электронного билета
Три главы ОГА и 15 мэров подписали обращение к властям с просьбой поддержать законопроект о внедрении электронного билета. По их подсчетам, экономический эффект превысит 17 млрд грн в год. Последние месяцы активно обсуждается внедрение электронного билета в разных городах Украины. Об этом сообщает "Экономическая правда".
Хотя некоторые города уже делали попытки запустить единый билет на все виды транспорта, по разным причинам, в основном, законодательным, эти попытки ограничивались метро и маленькими тестовыми линиями. К сожалению, часто то, что в Украине называют реформой или инновацией, в мире уже давно внедрено. Так, в Гонконге карточка Octopus для проезда в транспорте работает с 1997 года, а самый известный электронный билет Oyster card в Лондоне — с 2003 года. Хорошая новость в том, что Украина может сразу взять новые технологии и быстро их запустить. Учиться на ошибках других и запускать — самое крутое.
Запустить можно, но зачем?
Оплата в любом виде транспорта через один пластик — это удобно, не надо искать наличные или унижаться, доказывая, что ты льготник. Электронная карточка транспорта или жителя сразу учитывает, за сколько проездов человек заплатил и на какие льготы имеет право.
Также город получает статистику транспортных потоков, может оптимизировать маршруты и компенсировать льготы по реальным расчетам, отслеживая, например, проехали ли маршрутки по назначенному маршруту. Электронный билет — не просто пластик, это реальная реформа по всем лучшим принципам европейской практики, инновационное решение, упрощающее жизнь, децентрализация и передача полномочий городам, борьба с коррупцией и вывод денег из "тени". Это масштабы, влияющие на всю экономику страны.
В течение последних месяцев 15 мэров городов и три главы ОГА подписали обращение к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, председателю Верховной Рады Андрею Парубию и премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой поддержать законопроект 4121 для внедрения электронного билета. Законопроект вводит понятие "электронный билет" и дает возможность городам самим принимать решения о предоставлении льгот и условиях перевозок.
После децентрализации города могут сами распоряжаться своими поступлениями в бюджет от транспортных услуг. Это значит, что город не только отвечает за уровень предоставления услуг, но после принятия законопроекта 4121 сможет внедрить электронный билет как альтернативу или замену бумажным билетам.
Предоставление транспортных услуг, к сожалению, почти всегда убыточное, то есть затраты и инвестиции превышают поступления от оплаты за проезд. С одной стороны — зарплаты большого штата сотрудников, с другой — постоянная потребность в обновлении автопарка, возраст которого часто более 20 лет. Из-за этого каждое повышение поступлений в бюджет — скорее не прибыль, а способ уменьшить убытки. Это позволяет более эффективно предоставлять транспортные услуги и быстрее обновлять автопарки. Например, в Днепре в 2016 году прогнозируется 377 млн проездов, из них большая часть — на автобусах-маршрутках. Объем оказываемых транспортных услуг — примерно 1,4 млрд грн или 17% бюджета города. Из этого город получает убыток с постоянными ожиданиями обновления автопарка.
Это значит, что каждая выведенная из "тени" гривня через контроль над поступлениями оплаты уменьшает убыток. По самым минимальным оценкам, 20% транспортных услуг — в "тени", при этом полное внедрение электронного билета позволит городу экономить до 350 млн грн в год или до 4% городского бюджета.
Если масштабировать эту логику на 15 городов и области, которые подписали обращение, то при полном внедрении электронного билета экономия или уменьшение убытка может составить более 7 млрд грн в год. Учитывая, что закон будет работать на всю Украину, а во внедрении проекта заинтересованы все города, эффект мог бы превысить 17 млрд грн в год, учитывая инвестиции. Это примерно 3% всего бюджета Украины. Внедрение электронного билета — это реальная реформа вместо кредитов. Кредиты — это жизнь за счет завтрашнего, а реформы — это улучшение сегодняшнего и возможность инвестировать в завтрашнее.