Иностранные инвесторы и большой успех: история первой трамвайной линии Днепра (Фото)
В 1897 году Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи после Киева и Н.Новгорода в котором открылся электрический трамвай.
Анонимная бельгийская компания вложила в строительство свой капитал ожидая получить хорошие прибыли, и не ошиблась. Открытие трамвая произошло 14 июня 1897 года.
Маршруты первого трамвая
Первые маршруты отличались от современных, были не такими продолжительными, но получили колоссальное значение в жизни нашего города.
От озерки до Соборной площади по проспекту с ответвлениями:
Пароходная пристань - Провиантская ул. (Пастера) - Екатерининский проспект;
Иорданская ул.(Коцюбинского) - Караимская (Ширшова) - Проспект;
Проспект - Алаксандровская ул. (Артема) - до Большой Базарной (Чкалова).
Начало строительства и исторические решения
Из доклада на заседании екатеринославского технического общества о строительстве первого электрического ррамвая в Екатеринославе 19 февраля 1892 г:
"Ввиду значительной ширины улицы городское управление вполне целесообразно решило отвести под дорогу полосу, по которой не происходит ни пешеходного, ни экипажного движения, а именно полосу между бульварами в более широкой части улицы… и по сторонам центрального бульвара в менее широкой части проспекта"
ЛЭта линия начинается у самого вокзала железной дороги, проходила по отчуждении Екатерининской дороги и выходила на Екатерининский проспект (пр. Карла Маркса). Затем, пройдя проспект, путь выходил на обширную Соборную площадь, где находилась городская гимназия и кафедральный собор, заложенный императрицей Екатериной и императором австрийским Иосифом, богоугодные заведения, Потемкинский сад (парк Шевченко), весьма посещаемый екатеринославскими жителями в душное летнее время.
На этой же площади предполагалось построить высшее горное училище, о котором в последнее время много говорилось в прессе. Линия дороги опоясывала площадь в один путь с разъездами против Потемкинского сада и в конце, вблизи которого располагались казармы и летние лагерные помещения войск. Линия проведена была так, чтобы легко было проложить второй путь, что, впрочем, уже в принципе было решено сделать. Длина этой линии от вокзала до конца Соборной площади составляла 6078 м, причем на протяжении более 4 км путь был двойной.
Кроме главной магистральной линии, построены три боковые ветви
1-я от пароходной пристани у известного железнодорожного моста до проспекта по бывш. Лесопильной, (ул. Пастера). Линия - в два пути, за исключением небольшой части ее для прохода под мостом. Пути проложены в стороне от мостовой на особой площадке, шириной в 3 сажени.
2-я ветвь по Торговой и Иорданской (ул. Шолом-Алейхема) вела к дамбе бывшего наплавного моста, где расположены летние купальни; линия эта имела значение только в летнее время.
3-я ветвь - по Александровской (ул. Артема) и Базарной (ул. Чкалова) улицам. Каждая из боковых линий длиной около версты. Последняя линия поворачивала на Базарную улицу вместо того, чтобы продолжать идти по Александровской улице до конца города, в так называемые "Новые планы", где ютилась большая часть трудового населения, чиновники средней руки, служащие и т.п. Таким образом, длина всей линии не достигала в общем 10 км, но имеет более 15 км путей, если считать, что большая часть линии была в два пути.
Для максимального же движения было предложено, чтобы моторные вагоны с прицепными отходили каждые 10 минут, т. е., чтобы на линиях: 1. Вокзал-Соборная циркулировали 9 вагонов и 9 прицепов; 2. Вокзал-Иорданская - 6 вагонов и 6 прицепов; 3. Пристань-Базарная - 6 вагонов и 6 прицепов. Всего 21 вагон и 21 прицеп.
Построенный электрический трамвай быстро завоевал уважение и любовь публики
30 мая 1906 года открылся новый городской (в отличии от бельгийского) трамвай. Вагоны городского трамвая обслуживали две линии.
Они начинались, как тогда говорили, около Дома Боте (угол проспекта К. Маркса и улицы Шмидта), поднимались к современной улице Шмидта к проспекту Пушкина. Оттуда одни вагоны поворачивали вправо и ехали к Брянскому заводу (сейчас завод им. Петровского).
Эта линия называлась Брянской. Другие вагоны поворачивали влево и ехали по проспекту Пушкина к Большой Базарной, а потом по Казанской (сейчас ул. Карла Либкнехта) к, так называемому, выгону. Эта линия называлась Казанской.
С 1997 года в летний период по маршруту ЦУМ-Вокзал работает экскурсионный трамвай стилизованный под трамвай 19-го века.
Читайте также: «Слуга Народа» и «Голос» благодаря фальсификациям и продаже мест от партии хотят получить тотальный контроль на местных выборах — Рейтерович