Интернет-тролли Ахметова идут в атаку

Они за деньги комментируют новости, умышленно создают конфликты среди читателей и пытаются повернуть их мысль в нужное заказчику русло. Это - тролли. Журналисты программы «Схемы», совместного проекта Радио Свобода и Первого общественного, узнали, чем занимаются украинские армии интернет-комментаторов.

Для Украины такие «тварючки», как тролли, не новы. Можно даже говорить об отдельной украинской породе таких жителей интернета. Они не слишком организованы, существуют не стадами, как например в России, а в одиночку. И на то есть логические причины. Первая из них - это клиенты троллей. В России тролли централизованно работают по госзаказу. Украинский троллей чаще всего нанимают представители бизнеса: отстаивать собственные интересы или бороться за сферы влияния. Настраивать общественное мнение в свою пользу и портить имидж конкурентов.

«Многие, в первую очередь, украинские бизнес-клиенты используют их в своих работе, но опять же - не с целью нападения, в целях защиты. Речь идет о больших финансово-промышленных группах, которые имеют очень часто риски не только экономические, но и политические », - рассказывает медиа-эксперт Максим Саваневский.

Боты олигархов

К примеру, программе «Схемы» удалось получить «темники» ботов миллиардера и бывшего «короля Донбасса» Рината Ахметова - со списком тем, тезисами и списками комментариев, которые они должны были оставлять под статьями в прессе и в соцсетях.

И рассказал нам об этом один из тех, кто выполнял эти задачи, формировал имидж Ахметова в сети - за деньги.

«Желтым выделяется - здесь написано «Отслеживать и купировать негатив »- то, за чем мы должны были следить. Только там появлялся комментарий против нашего заказчика, и мы быстро оправдывались, все красиво исправляли, чтобы последний комментарий был положительным. Другие были обязательны - зеленые. Это статьи, на которых мы могли комментировать сколько угодно, договаривались в «Скайпе», кто какую позицию будет отстаивать. И таким образом к нам в комментарии подключались и реальные уже люди. И удавалось на одной статьи набить до 15 комментариев », - открыл подробности своей работы Алексей, бывший тролль олигарха Ахметова.

Редакция полное имя и фамилию бывшего тролля, но он разговаривал на условиях анонимности из-за страха потерять нынешнюю работу, которая не связана с прошлой деятельностью.

Интересно, что часть украинских троллей имеют российских главарей - как в случае с Ахметовым. Найти такого главаря троллей нам удалось из-за того, что задачи армии комментаторов направлялись из почты руководителя проекта.

Троллеводом оказался Тимофей Ситников из Новосибирска, сын российского политтехнолога Алексея Ситникова, который в свое время занимался предвыборной кампанией Юлии Тимошенко.

Сам же Тимофей такую ​​причастность к ботам Ахметова опровергает, говорит сотрудничал с олигархом на других проектах, а вот именно к этому отношения не имел. На демонстрацию письма отмалчивается.

Политические боты

Интернет-приверженность украинцев - удовольствие не из дешевых. Из-за кризиса, рассказывают политтехнологи, почти каждая политическая сила, особенно та, что представлена ​​в парламенте, создала свою собственную команду троллей - внутреннюю. Собственные PR-щики отслеживают настроения, создают тезисы, которые нужно вкладывать в голову интернет-сообществу. Ведь отдавать эту работу наемным специальным комментаторам из-за кризиса стало дорого.

«Суммы измеряются - для того, чтобы вы реально могли влиять на происходящее в интернете - от 50 до 100 000 долларов в месяц, чтобы вы реально могли увидеть эффект. Это очень дорого по сравнению с другими инструментами », - рассказывает медиа-эксперт Максим Саваневский.

Найдите отличия

У украинских ботов есть более развитый российский аналог - щедро финансово упитанные, они быстрее эволюционировали. Их прозвали кремлеботамы.

В отличие от украинских троллей, российские боты - централизованные, работают в настоящем офисе, например, Ольгино близ Петербурга или на улице Савушкина, 55 в самой Северной Пальмире.

Украинские же тролли зачастую не имеют единого центра, работают на разрозненные компании, чаще всего сидят в регионах, а не в столице.

«В той же России заказчиком является правительство России и там это почти такая себе индустрия ботов. Это государственная программа, в Украине такого нет. В Украине это небольшие частные группы, которые могут такие услуги политикам предоставлять», - подтверждает политтехнолог Сергей Гайдай.

Так что для многих украинских комментаторов за деньги - это просто подработка с домашнего или рабочего компьютера, местные тролли менее филигранные и более ленивы своих российских родственников. У них нет посменной круглосуточной работы. Наштамповал комментариев - отдыхай.

«Обычно такую ​​работу берут студенты, которым целый день лень что-то делать. А потом за час-два они пытаются наштамповать эти комментарии. Просто копирование текста одинаковые тезисы. Поэтому в комментариях чувствуется какая-то пластмасса», - рассказывает бывший бот Рината Ахметова Алексей.

Кроме того, мы нашли еще одного организатора таких комментаторских интернет-акций. И он согласился рассказать о специфике своей работы в письменном виде. Рассказал, например, что украинские тролли менее принципиальные - одновременно могут работать на конкурентов, отстаивать интересы враждующих структур.

«Моя команда таких заказов не брала. Но в принципе это достаточно частый случай. Конфликта в этом интересов нет, потому что столкновения ботов - не очень интеллектуальный процесс », - рассказал наш собеседник.

И украинские комментаторы становятся троллями по знакомству, а не через объявления в интернете, как в России. Громких политических вакансий вы на сайтах поиска работы, как правило, не найдете. Российских троллей, наоборот, набирают по объявлению, проводят собеседование.

«Они достаточно открыто выставляют вакансии на HeadHunter. Через HeadHunter я и нашла работу. Просто нужны корреспонденты, аниматоры, еще ряд людей, вплоть до уборщиц. Обычный набор для компании. Зарплата неплохая - 40 000 рублей », - рассказала Российской редакции Радио Свобода женщина, бывший« кремлебот ».

То есть российский тролль с фабрики зарабатывает где-то 800 долларов в месяц за то, что он формирует общественное мнение.

В Украине же политику или олигарху содержать одного продвинутого тролля стоит теперь не меньше. Цены выросли во время Евромайдана - рынок пресытился заказами. Более 1000 комментариев в месяц могут принести боту до 1000 долларов. Правда, провинциальные тролли обычно дешевле столичных.

Поэтому читая комментарии к новостям и публикациям в интернете, стоит помнить: за каждым комментатором может скрываться коварный тролль. Впрочем, распознать их можно: эмоциональный месседж - не выражение собственного мнения, а четкий тезис с призывом. Страница в социальной сети - однообразная, мало виртуальных друзей, нет собственных постов, только перепост страница создана недавно.

И когда вы искренне верите мнению оппонента из комментариев или вступаете в «батлы» с комментаторами под резонансными новостями или публикациями, подумайте, не сидят по ту сторону экрана профессиональные пакостные тролли, для которых спорить с вами - работа.