Инвестняня-генпрокурор и реванш в судах: как Зеленский спасает скандального олигарха из Днепра от пожизненного заключения

С приходом к власти в США Джо Байдента, скандальный олигарх из Днепра Игорь Коломойский почувствовал, как вокруг его шеи стремительно сжимается петля. Новоизбранный президент намерен положить конец "черным" деньгам, которые пытаются легализовать в Соединенных Штатах. Олигарх отчаянно пытался найти способ спастись от заокеанского правосудия и, кажется, нашел его. Об этом в своем блоге сообщила редактор раздела экономики портала ZN.ua Юлия Самаева, сообщает Днепровская Панорама.

Помните, Зеленский обещал раздать всем крупным инвесторам по инвестняне? Коломойскому с Боголюбовым досталась Ирина Венедиктова. Именно она в данный момент защищает их и их «инвестиции» в США.

Второй месяц генпрокурор Украины Ирина Венедиктова блокирует вручение подозрений по делу о выведении денег из Приватбанка его бывшими собственниками. Этого времени хватило, чтобы юристы Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова перешли в наступление и начали судиться с США, обвинив их в экспроприации инвестиций граждан Украины в американскую коммерческую недвижимость. Основание иска — отсутствие каких-либо предъявленных обвинений против Коломойского и Боголюбова в Украине.

Почти дословно: «Основанием всех без исключения обвинений, предъявляемых в США, являются предполагаемые правонарушения, произошедшие в Украине, в отношении украинского банка, по указанию двух граждан Украины. Тем не менее на сегодняшний день прокуратура Украины не предъявила ни Коломойскому, ни Боголюбову никаких обвинений в преступлениях, а в Украине не возбуждены уголовные дела против Коломойского и Боголюбова».

Известные украинские магнаты, а именно так именуют себя в иске Коломойский с Боголюбовым, намерены в Международном центре урегулирования споров (ICSID) доказать, что Штаты нарушили положения Договора между США и Украиной о взаимной защите инвестиций. Они обвиняют США в нарушении норм международного права и причинении вреда инвесторам.

Во-первых, этот иск подтверждает ранее опубликованную информацию ZN.UA о том, что Зеленский все-таки вернул Геннадию Боголюбову украинское гражданство, хотя оба этот факт отрицали, утверждая, что речь шла всего лишь о предоставлении вида на жительство. Текст иска основан на том, что и Коломойский, и Боголюбов — украинские граждане. Конечно, наше гражданство нужно было Геннадию Борисовичу с другой целью, он всерьез опасался экстрадиции в США, но и тут пригодилось.

Во-вторых, этот иск подтверждает, что любые решения украинского правосудия влияют на процессы, происходящие в других странах, и каждый из сотен исков, поданных здесь, призван помочь экс-собственникам банка в США, Великобритании, Израиле и на Кипре. В тексте иска упомянуто и о решении Окружного админсуда Киева, который уже признал национализацию Приватбанка незаконной (правда, не сказано, что решение это пока неокончательное), и о других украинских судопроизводствах, где оспаривается национализация Приватбанка.

Еще одним козырем в рукаве стали первые победы принадлежащего Коломойскому Никопольского завода ферросплавов в украинских судах. Напомним, что НЗФ подал порядка 40 однотипных исков в Хозяйственный суд Киева, требующих от Приватбанка признать выполненными кредитные обязательства предприятия. Дела разбрасывались на разных судей, потом истец выбирал «нужных» служителей Фемиды, а они группировали у себя эти, по сути, одинаковые иски. Две победы НЗФ уже одержал, — суд подтвердил, что указанные кредитные обязательства завода перед банком выполнены. И мы предупреждали об этом риске.

Рис1

На рис. 1 приведен пример того, как была организована мошенническая схема в Приватбанке. Но это лишь один эпизод из множества, ведь схема существовала годами, предприятия получали кредитные линии, «вынимали» из банка деньги, расщепляли суммы: что-то отмывалось, что-то перераспределялось среди других компаний группы «Приват». И просуществовала эта схема так долго благодаря тому, что гасились эти кредиты за счет новых займов, полученных в банке. Что, кстати, описано и в обвинительных документах Минюста США. Именно поэтому иски НЗФ раздробили на конкретные кредитные договоры, по которым проще всего получить решения о том, что НЗФ действительно вернул деньги банку. По сути, суду дали лишь частички огромного пазла, они совершенно не информативны и не позволяют оценить всю схему мошенничества целиком. Зато решения судов о том, что конкретные кредиты действительно были погашены и у предприятия перед банком нет никаких обязательств, уже стали подспорьем для Коломойского в его битве с правосудием США. Кстати, аналогичные иски и по той же схеме подал и принадлежащий Коломойскому Запорожский ферросплавный.

В тексте «ФБР vs Коломойский и Боголюбов» ZN.UA описывало мошеннические схемы, которые бывшим собственникам Приватбанка вменяет ФБР, в том числе в них фигурирует и НЗФ. Ознакомившись со схемами, внимательный читатель поймет, что ФБР обладает достаточным массивом данных, чтобы понять, что погашением кредитов одного предприятия оправдаться не получится. Но судебные вердикты в Украине уже осложняют положение дел в США.


Одиозных решений в многочисленных украинских судах, связанных с национализацией, — море, и этот процесс давно пущен на самотек. Эпохальный «антиколомойский» закон судьи просто отказываются применять. Все эти «револьверы», они же «карусели», позволяющие выбрать нужного судью, — в порядке вещей. Даже тех судей, которые допускают вопиющие нарушения, к ответственности не привлекают. Например, дело судьи Печерского райсуда Сергея Вовка, без рассмотрения дела по сути принявшего решение о возврате депозитов компаниям братьев Суркисов, Дисциплинарная палата ВСП даже рассматривать не стала. Но как бы ни нарастал кризис в судебной системе, президент его игнорирует, одну за другой даря тактические победы «любимому» олигарху и его друзьям. Это молчаливое согласие.

А вот в случае с прокуратурой, получившей все материалы расследования о мошенничестве в Приватбанке, речь идет уже о преступной бездеятельности. Имея на сто процентов своего генерального прокурора, Зеленский давно мог бы довести до логичного завершения расследование о выводе средств из банка. Но не делает этого. Ему комфортнее помогать людям, потратившим миллиардные суммы вкладчиков на собственные нужды, избежать какой-либо ответственности. Видимо, уже забыл, как в сентябре 2019-го обещал приложить все усилия, чтобы вернуть деньги, потраченные из бюджета на докапитализацию Приватбанка после национализации.

Надеяться, а Зеленский на это и надеется, что «коломойский вопрос» сам собой рассосется, глупо. Уже сейчас Владимиру Александровичу было бы не лишним подумать, что же ответить Байдену, когда тот спросит, почему США, имея доказательства отмывания денег на их территории, должны украинским «магнатам» 23 млн долл., а в Украине им даже обвинений не предъявили?

И 23 млн долл. — это только начало. Просто именно столько Служба федеральных маршалов выручила от продажи конфискованного в августе 2020-го офисного парка CompuCom Campus.

На рис. 2 приведена схема, благодаря которой, по мнению Минюста США, в свое время Коломойский купил этот объект за 47,4 млн долл, 15,1 млн из этой суммы — это деньги вкладчиков Приватбанка, выданные в виде кредитов Запорожскому заводу ферросплавов и Орджоникидзевскому ГОКу.

Рис2

Мы не думаем, что «украинские инвесторы» ограничатся только этим объектом. Второй попавший под конфискацию объект — 30-этажный торгово-офисный центр PNC Plaza в центральном деловом районе Луисвилля (Кентукки). Третий — офисная башня в Кливленде (Огайо). Общая стоимость конфискованных зданий превышает 60 млн долл. Конечно же, они попробуют получить компенсацию за все. А Зеленский продолжит бездействовать, устраивать вечеринки в квартирах бизнес-партнеров Коломойского, просить депутатов из «группы Коломойского» о сотрудничестве и каждый раз публично заявлять о том, что лично он, Зеленский, с олигархом не общается. Но и на открытый конфликт идти не спешит. Хотим разочаровать Владимира Александровича, — большой американский брат не сможет избавить его от этих токсичных отношений, придется самому.

В документах, переданных юристами Коломойского в международный арбитраж, есть важный посыл: по сути, они обвиняют Минюст США в том, что он пытается подменить собой систему правосудия в Украине, где пока «не предъявлены обвинения в преступлениях, вменяемых им Соединенными Штатами, и ни один украинский суд не определил, что эти преступления вообще имели место». И ведь не поспоришь. Наивно надеяться на правосудие иностранных юрисдикций, если в Украине никого ни в чем не обвиняют, а суды раз за разом выносят решения в пользу обвиняемых. Спустя четыре года после национализации, несмотря на десятки коробок с материалами дела в ГПУ и завершенное расследование Kroll, все самые вкусные подробности о том, как именно выводились деньги из банка, мы узнаем именно на сайте Минюста США. Финансовое мошенничество невероятных масштабов игнорируется украинской прокуратурой еще со времен прокурора Луценко. Ни предыдущий, ни нынешний президенты не решились довести это дело до логичного конца. Но если Порошенко с Коломойским хотел сторговаться, то Зеленский просто боится Коломойского, способного сильно омрачить его президентство. Так много времени было проведено на досуге вместе, столько пережито, поди знай, что из этого зафиксировано и всплывет. Так много депутатов к нему уже лояльны и столько всего в стране ему подконтрольно, поди знай, как дальше пойдет. Так много денег Коломойский должен «Кварталу-95» и так умело торгуется, поди знай, рассчитается ли. Увы, так и не став настоящим президентом, Владимир Зеленский боится поссориться с олигархом гораздо больше, чем испортить отношения с главным стратегическим партнером Украины.

Мы лишь заложники этой трусости.

Материал: ZN.ua

Previously in this topic: