История гостиницы "Парус"
Вот уже 39 лет этот архитектурный шедевр украшает набережную Днепра, и вряд ли хоть один днепроветровец представляет себе ее без Паруса. За время своего существования постройка ушедшей эпохи обросла бородатой историей. Сегодня она стала излюбленным местом фотографов, экстремалов, горожан, любящих пощекотать себе нервы, и фактически памятником с самым огромным гербом Украины.
Что только не писали и не изображали на стенах Паруса молодые активисты: реклама, смайлики, признания в любви, изображение волка - это далеко не полный перечень художеств, а теперь на нем красуется национальное достояние украинцев. Собственно все это и привлекает все больший интерес горожан, и жителей страны в целом к этому призраку гостиницы. Так или иначе, Парус является не официальным, но признанным, символом Днепропетровска.
"Стройка века" - многофункциональный гостиничный комплекс "Парус"
В первой половине 70-х в ЦК КПСС зародилась идея постройки в Днепропетровске гостиницы типа "интурист", где планировалось проводить партийные съезды-семинары, а также принимать туристов, путешествующих по историческим местам. Реализации идеи способствовал известный уроженец днепропетровских краев - Леонид Ильич Брежнев.
Воплощать идею принялся коллектив Государственного проектного института "Днепрогражданпроект", которым в 1972 году был разработан проект комплекса зданий и сооружений гостиницы "Парус". Руководил проектом Владимир Зуев и команда специалистов: Б.Митгауз, В.Товстик, И.Богданов.
В результате проектировщиков наградили дипломами и денежными премиями, и было за что, их замысел даже по сегодняшним меркам впечатляет. До начала строительства гостиницы, проект не имел никаких аналогов в мире. Проект гостиничного комплекса "Парус" охватывает торгово-развлекательный, спортивно-оздоровительный, туристический центры с комплексом медицинского и ремонтно-бытового обслуживания.
Здание высотой в 114 метров представляет собой букву "Y", имеет 32-этажа. 28-этажей из них занимает высотная часть и основа в два стилобата, которые в целом имеют общую площадь 188 991 кв. м. Несмотря на все эти габариты, высота потолков в номерах составляет 2,5 метра, а сами номера предельно узкие. В высотной части располагались 589 гостиничных номера на 996 мест.
В отличие от обычных советских построений при создании "Паруса" почти вся инфраструктура была создана еще до окончания главных работ. В стилобатах, согласно проекту, размещались администрация гостиницы, ресторан на 600 мест, кафе на 200, банкетный зал на 60, бар на 50, биллиардные, конференц-зал на 120 мест, киноконцертном зал на 450 мест, выставочные залы, парикмахерская, столовая на 100 мест для сотрудников гостиницы, прачечная, отделение по ремонту одежды и обуви, сушильное отделение, столярный цех, гаражи и многое другое. Кроме того, была предусмотрена собственная АТС и подстанция, а также бассейн, причал и автостоянка.
Для оперативного передвижения по гостинице персонала и отдыхающих в центре здания предусмотрено 7 грузовых и 10 скоростных пассажирских лифтов, незадымляемая и две высотные лестницы в разных корпусах здания.
Основу здания составляет вертикальное монолитное ядро жесткости, так называемый сердечник - специальная броневая сталь 40 сантиметров в диаметре. Для строительства "Паруса" необходимо было найти колонну, которая выдержала бы 1200 тонн нагрузки, разрешить проблему помог завод имени Бабушкина. По первоначальному замыслу проектировщиков, гостиница должна была быть цвета морской волны.
Проект на 25 миллионов рублей был одобрен, однако Москва выделила чуть меньше 10 миллионов, остальное необходимо было набрать на местных заводах за счет шефской помощи.
Деньги из Москвы были выделены по личной протекции Л.И. Брежнева, проект был передан на баланс УССР и стройка началась.
Мы строили, строили и наконец, построили
Уникальным являлось и место для строительства, здесь необходима была удобная транспортная развязка, красочный вид из окон гостиницы, и саму ее должны были видеть со всех точек города. На участке по улице Набережная Ленина, 5 намыли берег в 6,9 гектар. Таким образом, и центр города, ж/д и автовокзалы были рядом, речной порт под боком.
В 1974 году закончили намывку песчаного берега, а в 1975 году стартовали строительно-монтажные работы, в частности было забито около 3 тысяч сваи которые опираются на гранитный щит, лежащий в основе сооружения под высотную часть здания. За последующие три года построили каркас здания. Завершение строительства пророчили на 1979 год.
Финансирование объекта строительства изначально производило Министерство коммунального хозяйства Украины. Ряд работ бесплатно выполняли местные предприятия. Однако вскоре Киев, как и Москва, открестились от гостиницы и передали ее на полное финансовое попечение днепропетровской власти, которая в свою очередь не смогла осилить такую "махину".
В первой половине 80-х объект финансировался катастрофически малыми дозами, но официально строительство черепашьим шагом продолжалось до 1987 года. Некоторые источники сообщают, что строительство фактически завершилось в 1995 году. Когда здание уже было готово на 80%, работы, как и финансирование полностью прекратились. На тот момент уже были завершены все основные конструкции, установлены перегородки, практически везде установлены окна и двери, оборудована часть коммуникаций. Дело шло к оформлению внутренней отделки и установке мебели. До окончательной сдачи объекта в эксплуатацию необходимо было еще 10 миллионов и полгода ударных строительных работ.
Помимо финансирования в судьбе Паруса сыграла роль внутренняя структурная переделка в советском строительном ведомстве. В результате долгострой передали на баланс совершенно другой организации, которая не была заинтересована в таком архитектурном "богатстве".
Со временем все, что можно было растащить из конструкции здания, разворовали, а бетонные корпуса так и остались голыми без надлежащей консервации.
Долгое время к советскому достоянию присматривались новые потенциальные заграничные хозяева, однако дальше интереса дело не дошло.
Миф о том, что здание вот-вот рухнет, пустили сами архитекторы, которым изрядно надоели просьбы "интересующихся" скопировать комплект чертежей, состоящий из почти двух тысяч листов.
Быть или не быть
С 1995 года как в стихотворении Лермонтова на берегу Днепра "белеет Парус одинокий". С ходом времени среди жителей города начали распространяться слухи о просадке фундамента; о том, что если достроить и заселить гостиницу, как планировалось, она уйдет под воду; говорили, что Парус накренился как Пизанская башня, были слухи и о демонтаже строения.
В 2000 году "Парус" казалось, ожил. Центральное высотное здание было окрашено в знакомые днепропетровцам цвета - белый, зеленый, желтый. Это был рекламный ход - ПриватБанка, который разместил на здании свой логотип. С тех пор 32-этажная гостиница стала рекламным щитом компании.
Поползновения в сторону демонтажа здания таки были у городской власти. Но идея оказалась не под силу ни чиновникам, ни технике. Главный инженер института "Днепрогражданпроект" и главный конструктор проекта Борис Медгауз в одном из интервью рассказал, что технология демонтажа гостиницы, если ее создавать с нуля, будет сложнее, чем технология ликвидации межконтинентальных баллистических ракет. А для того чтобы разрезать сердечник 40 см в диаметре нужна специальная технология, которой в природе пока не существует.
В начале 2000-х годов возле Паруса решили создать музей космической техники с ракетой в натуральную величину. Но как показала практика, и этот проект стал неподъемным. Теперь на Набережной Ленина красуются два одиночества Парус и металлические конструкции недостроенного музея.
Решить судьбу злосчастного долгостроя решили 8 декабря 2004 г. на XII сессии горсовета. Так депутатами было принято решение о приватизации гостиничного комплекса "Парус" путём аукциона, который был запланирован на 4 июля 2005 года. Желание приобрести "стройку века" выявили днепропетровская и донецкая фирмы. Стартовая цена оказалась не по зубам ни одной, ни второй.
Во время повторного аукциона цену снизили до 12304 тысяч гривен, а желающих отхватить объект оказалось уже шестеро. По результатам торгов победила компания "Ромбус-Приват" (Киев), которая заплатила в городскую казну 23378 тысяч гривен.
По условиям аукциона новые хозяева должны были достроить Парус в течение 5 лет. В 2006 году вниманию публике презентовали новый проект, разработанный киевским архитектором Андреем Пашенько и директор института "Днепрогражданпроект" Вячеславом Товстиковым. Согласно новому проекту, к старику Парусу должно было прибавиться несколько новых строений - три 18-этажные гостиничные корпуса со стороны речпорта, а со стороны набережной 45-этажный небоскреб в котором разместились бы офисы и торгово-развлекательный комплекс.
Ориентировочная стоимость проекта на то время составляла около 170 миллионов долларов.
В январе 2010 года киевская фирма просит отсрочку по строительству на 5 лет. Теперь же по условиям контракта, покупатели должны достроить отель к 2015 году.
На тот момент, как сообщают ряд местных СМИ, было выполнено обследование конструкций здания, проектно-изыскательские работы, инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания, а также предпроектные расчеты и обоснования технологии реконструкции комплекса. Кроме того, были разработаны новые предпроектные предложения и выполнялось местообоснование.
Некоторое время спустя главный архитектор Днепропетровска Юлия Саенко сообщает о том, что собственники гостиницы "потерялись" и не выходят на связь с городскими властями.
Сегодня, как могут с грустью констатировать горожане, на набережной в районе Паруса никаких строительных работ не ведется. Сама же гостиница в виду сложившейся ситуации в стране стала неким символом проявления гражданской позиции и национальной принадлежности горожан. Доказательство тому самый большой Герб Украины изображенный на ее стенах.
Остается лишь надеяться, что когда-нибудь судьба этой "стройки века" найдет свое логическое завершение в новом образе. Ведь печальнее всего будет расстаться с этим культовым символом Днепропетровска, если его все-таки решат ликвидировать.
Источник