Элиягу Павлоцкий: "Не зарекшимся от сумы и тюрьмы евреям повезло"

Элиягу Павлоцкий – руководитель довольно специфической программы - «Помощи евреям, находящимся в местах заключения», инициатором которой стали Днепропетровская еврейская община и, волею судьбы, он сам.

- Сколько евреев находится в местах лишения свободы?

- Сложно сказать, информация есть, но весьма не полная. В начале проекта мы пытались это выяснить в УИН. По данным УИН, количество было минимальным. Дело в том, что часть евреев, по привычке, всячески скрывает свою истинную национальность, у других - еврей кто-то один из родителей или прародителей. Такие, как правило, в анкете указывают противоположную национальность. Приведу наглядный пример. Из определенной колонии в общину приходят множество писем от евреев. Собираясь туда в поездку, пытаемся у администрации выяснить точное их количество. Нам отвечают, что по картотеке, таковых в данной колонии совсем нет!.. По приезду выясняем, что «таковых» там шестеро. Из почти пятилетнего опыта работы могу определенно констатировать, что в каждой колонии отбывают срок в среднем от двух до пяти, шести евреев – как галахических, так и с еврейскими корнями по мужской линии.

- Как понятие еврейской галахичности важно для программы и лично для вас?

- Абсолютно не важно. Для меня - еврей тот, кто чувствует себя евреем и стремится к еврейству. Но есть еврейские законы, которые я должен и обязан соблюдать. К примеру, тфилин я могу одеть только тем, кто еврей по галахе, иначе это святая вещь может принести как пользу, так и проблему. В принципе, когда мы приезжаем в колонию, к нам ведь приходят и совсем не евреи. Двери не перед кем не закрываем, всех выслушиваем, со всеми общаемся, чем можем – помогаем. Нам важны все, кто хочет вернуться ко Всевышнему.

- Основное предназначение вашей программы?

- Вернуть оступившихся людей ко Всевышнему, помочь активировать в них любовь к Творцу и страх перед Ним, которые есть в каждой еврейской душе, разбудить в них желание сблизиться со своим народом, с Торой. Словом, помочь вернуться человеку к гармонии с собой и обществом, изменить его ментальность, мировоззрение, показать, что в мире существуют иные жизненные приоритеты и ценности, а так же оказать необходимую помощь медикаментами и одеждой.

- С не евреями, также с помощью Торы общайтесь? Как это происходит?

- По договору с руководством УИН и администрацией колонии приезжаем в лагерь к заранее согласованному времени. Предоставляем список привезенных подарков, религиозной атрибутики, еврейской литературы. Как правило, нас там уже с нетерпением ожидают.

Мы ни перед кем не закрываем двери по причине иного вероисповедания. На один обязательный урок по Торе и еврейству, переходящий в живое обсуждение и общение, приходят все желающие. Сначала – ради интереса, просто посмотреть, отвлечься от лагерной жизни. Бывает, заглядывают и люди прилично образованные, чтобы послушать, сравнить, проанализировать, задать вопросы и даже подискутировать. И, что приятно, еще ни разу никто не являлся, чтобы нахамить, посмеяться, унизить кого-то или просто сорвать встречу.

- Это нормально, если во время подобных встреч ваши подопечные попросят о какой-либо помощи?

- Это – обязательно! Ведь там, за колючкой, живые люди с естественными хозяйственно-бытовыми потребностями. Если на воле нынче не сладко, то, поверьте, там и подавно! Все высказанные нужды, просьбы обсуждаем и записываем, и по возможности пытаемся удовлетворить в следующие приезды.

- Если обращайтесь с просьбами к администрации колоний, вам идут на встречу?

- Проблем никогда не возникало, у нас полнейшее взаимопонимание и, я бы сказал, обоюдное доверие. Ко всем нашим просьбам там относятся доброжелательно, ведь мы не давали ни малейшего повода усомниться в искренности наших намерений. Например, просим, чтобы евреям разрешили там встретить Песах. В виде исключения - на несколько часов им разрешают собраться в отдельной комнате с имеющимися атрибутикой и угощениями, нами привезенных накануне. Иногда ходатайствуем об условно досрочном освобождении. Но для этого необходимо, чтобы человек, о ком хлопочем, соответствовал выдвигаемым администрацией колонии требованиям.

- Каково, вообще, отношение к евреям на зоне?

- Насколько мне известно, проблемы по национальному вопросу там остро не стоит. Это касается и антисемитизма - там он проявляется еще меньше, чем на воле. Если человек нормальный, к нему и соответствующее отношение.

- В круг ваших интересов попадают только колонии Днепропетровской области?

- По программе федерации еврейских общин, в предыдущий Песах мы побывали в ИТК, расположенных в 14 областях Украины. После чего наша команда увеличилась, сейчас вместе со мной этой программой занимается Виноградов Зеев. Я бы хотел сказать пару слов об этом человеке: это очень Богобоязненный и ответственный человек, который не успокоится, пока не доведет дело до конца. Нам есть чему поучиться друг у друга и мне кажется, что мы друг друга гармонично дополняем и это идет на пользу нашей программе.

- Успели побывать во всех ИТК области?

- Сложно сказать, но там, откуда поступали письма и звонки или где официально присутствовали евреи – точно, во всех. В том числе, двух женских – днепродзержинской и павлоградской. Особо впечатлила и запомнилась наша первая поездка, то была 45-я колония для инвалидов под Пятихатками, а также посещение областной больницы для осужденных, что на Чичерина.

- Вошло в традицию, что во многих колониях сооружают православные приходы. А синагоги?

- Специально возводить синагоги – у нас, безусловно, нет таких средств. А вот организовать небольшую синагогу в специально выделенной администрацией комнатке – такой опыт имеется. Делаем, если требуется, ремонт, завозим мебель, необходимую атрибутику, телевизоры, видеомагнитофоны, обязательно тфилин, литературу и тому подобное. Таким образом, в нашей области под импровизированные синагоги оборудовали помещения в трех колониях.

- Сохраняются ли отношения с подопечными после их освобождения?

- К счастью, это не разовая акция – приехал, почитал Тору, вручил подарок и забыл. Общение после освобождения, безусловно, поддерживается и в разных форматах: переписка, телефонные или живые разговоры. У меня записаны номера телефонов -практически всех, кто освободился. Кстати, эта форма одна из составляющих второй части этой программы, названная – реабилитацией. Она - посложнее будет, так как далеко не все освободившиеся, особенно после двух и более сроков, могут себя найти на свободе. Помимо человеческого общения подразумевает и какую-то материальную помощь, например, медикаментами, одеждой, а у кого нет ни родных, ни родственников – даже квартиры снимаем, стараемся помочь с поиском работы и т.д.

- Кто или что в осужденных вас наиболее удивило?

- В принципе, за все время общения трудно, чем удивить!.. Но, пожалуй, есть несколько случаев. Вот, довольно молодой человек, который имел 11 судимостей, потом освободился и вот недавно сел в 12-й раз! Поражает то, что у парня вполне нормальные мозги, голова, интересные мысли, рассуждения, только беда - справиться с собой не может. Еще поражает, как на нас выходят приговоренные к высшей мере наказания – к пожизненному заключению - не в письмах, а по телефону. Просят выслать религиозные книги, цициты, тфилины. Конечно, высылаем или привозим. За что сидят? У нас правило - никогда не спрашивать об этом. По большому же счету, я и знать это не хочу. Все, кто пребывает за колючкой для меня - прежде всего люди, которые особо желанны Всевышнему. А если я буду знать, допустим, неприглядную статью, за что тот судим, боюсь, не смогу наладить с ним доверительные отношения, быть искренним. Для меня это вполне осознанно и принципиально. Ведь находящиеся там люди в большинстве – неплохие психологи. Малейшая фальшь - сразу чувствуется. В каждом человеке присутствует позитив и негатив. Наша же задача – пытаться активировать позитив.

- Многих ли удалось поставить на праведный путь, есть, кем гордиться?

- Вообще-то, программа реабилитации – самая сложная из существующих. Не меньше 50 % выходящих на свободу людей не имеют элементарных средств существования, не говоря уже о жилье или работе. Многие из них не привыкли работать. Но ведь и эту проблему нужно преодолевать! Но, к сожалению, сейчас это просто не возможно. Мы стараемся делать то, что в наших силах, чтобы они туда не возвращались. Что радует, иногда это получается. Даже приходят, и делают обрезание!... А вот, как-то звонит мне подопечный из одной колонии и просит привезти новый пластмассовый тазик. Интересуюсь: зачем? А он в ответ: цициты стирать. Говорю ему, стирай в том, в чем стираешь все остальные вещи, дескать, воду поменяй и стирай спокойно. «Не могу,- говорит,- цициты после носков стирать, это же - святая вещь!..». Это было на столько искренне, без грамма фальши. Простой человек, тем более находясь в заключении, к этому настолько серьезно отнесся, что я понял: не зря этим занимаюсь.

Буквально в первые месяцы существования проекта на нас вышел и попросил о помощи 34-летний парень с тяжелейшей формой туберкулеза из колонии на Западном. Четыре года мы его, как могли, выхаживали: с Божьей помощью отыскивали спонсоров, возили ему редкие и дорогостояшие лекарства, некоторые заказывали в Москве, потому что здесь не было. А при моем отсутствии, шефство над ним взял мой сын. Год назад подопечный освободился. Но с каждым днем ему становилось все хуже, и в тубдиспансере, куда он стал на учет, его просто списали: вместо лечения прописали витамины и отправили умирать. Бросив клич прихожанам нашей синагоги, собрали деньги, парню сделали две операции, давшие ему жизнь.

- А что, проект зиждется только на основе благотворительности?

- Совершенно верно, какого-либо централизованного финансирования нет. Мы не претендуем на бюджет общины, тем более, сейчас. Организовываем пожертвования, ищем спонсоров, меценатов. Транспорт? До последнего передвигались на моем авто, сейчас - заказываем. Но как бы ни было тяжко с деньгами, с пустыми руками стараемся не ездить.

Пользуясь, случаем, я бы хотел поблагодарить всех спонсоров этой программы, как тех, которые помогают постоянно, так и тех, которые – от случая к случаю. А так же поблагодарить руководство магазина Иудаики за систематическую и постоянную поддержку программы. Ребята, без всех вас у нас бы ничего не получилось. Спасибо вам!

Беседовал

Евгений ЕВТУШЕНКО, газета «Шабат Шалом»