Как отмечали Рождество в СССР

Рождество? В СССР? Уже звучит как оксюморон или, если угодно, как парадокс. Конечно, в Советском Союзе борьба с религией велась на государственном уровне, но многовековые традиции, привычки и авторитет старшего поколения были неизмеримо сильнее порядков новой власти.

 

Любопытно, что после революции Рождество еще 12 лет считалось официальным выходным. Кстати, в 1929 году выходной отменили не из атеистических соображений, а по причине перехода на непрерывную рабочую неделю. Да и вообще, от обязательных атрибутов торжества и праздника как такового старались уходить постепенно, приучая граждан жить «по-новому». Все понимали: резкая смена старых традиций будет встречена негативно. Именно поэтому Рождество при участии самых влиятельных советских писателей (Горького, Чуковского, Толстого и т. д.) стало сначала детским праздником со все еще рождественской ёлкой, которая со временем превратилась в «комсомольскую». В более «недетском» варианте «комсомольская» елка и «комсомольские» же святки, отмечавшиеся с 1922 по 1924 год, представляли собой хулиганские театрализованные представления с ряжеными попами и буржуями, атеистические лекции и, по свидетельствам очевидцев, полнейшее безобразие. Собственно, и у ярых комсомольцев подобные торжества не прижились. В отличие от многолетних традиционных обычаев.

 

 

Даже матерые революционеры в идеологически правильных произведениях получались классическими героями святочных рассказов. А вот и подтверждение: цитата из книги «Ленин и дети». Как вам такое идиллическое изображение Владимира Ильича?

 

Без названия

 

«В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца. Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними. <…> Он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей».

 

Кстати, работая над рассказом, Бонч-Бруевич умолчал об одной интересной детали: дело было под Рождество, а не на Новый год. Об этом в своем дневнике писала и Крупская.

 

Именно благодаря стараниям советской власти Новый год и Рождество в нашем сознании поменялись местами. Учитывая, что привычная рождественская елка после долгого запрета все-таки была разрешена в 1935 году, взрослые и дети были рады ей в любом виде. Даже с пятиконечной революционной звездой вместо восьмиконечной и игрушками в виде овощей и космонавтов. Из пышного торжества рождественский Сочельник превратился в скромный семейный праздник, но окончательно не исчез.

 

Читайте также рубрику Родом из СССР