Казахстан готовит запрет на импорт российских нефтепродуктов

Министерство энергетики Казахстана подготовило приказ министра "О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов из России", согласно которому с марта будет введен запрет сроком на 45 дней на импорт ГСМ из России, – сообщает Kapital.kz.

Запрет вводится "с целью обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов через имеющийся профицит нефтепродуктов, ввозимых из Российской Федерации". По данным Кapital.kz, запрет должен вступить в силу в первой декаде марта.

Министерство энергетики не сумело договориться со своими российскими коллегами об ограничении импорта в Казахстан российских нефтепродуктов и в итоге решило прибегнуть к жесткому варианту решения проблемы.

Это далеко не первый случай введения Казахстаном запрета на импорт российских нефтепродуктов. Подобные меры применялись в 2013 и 2014 году. Причем именно с такой аргументацией.

Так, в прошлом году, в то время министр нефти и газа, а ныне первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, комментируя введение запрета, заявлял, что "повторяется та же история, что была в 2013 году, когда у нас запасы АИ-92 выросли почти до 400 тысяч тонн.
"Это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться ", - заявил он.

По его мнению, "это худший вариант по двум причинам".

"Первое: у нас из России завозится небезграничное количество бензина. Это обозначено индикативным планом, который мы друг с другом подписали. Это около девятисот тысяч тонн бензина. Если мы, скажем, за первый-второй квартал вывезли все из России, то третий-четвертый квартал мы уже не будем иметь такого ресурса.

Второе: если мы заводы останавливаем, то не получаем той доходности, которую должны были бы получить. Это сразу скажется на поступлении в бюджет от заводов, на поступление в местные бюджеты, и эти суммы исчисляются миллиардами тенге".

Между тем, по мнению экспертов, вряд ли введение запрета сразу повлияет на цены на бензин.

Однако опыт 2013 и 2014 годов показывает, что запрет отнюдь не самая эффективная мера, поскольку два года назад, и год назад это в итоге привело к дефициту на рынке ГСМ, и правительство было вынуждено его отменять и прибегать к экстренным мерам по спасению ситуации.